9
+5
4

1648991671

Талантливый человек способен превратить в искусство даже самые обыденные, на первый взгляд, вещи и влюбить множество людей в свою манеру изложения мысли и идеи. Речь идет о профессии художника.

У многих такие профессионалы вызывают восторг, ведь в наше время погони за деньгами и стабильностью, быть художником — проявление смелости и уверенности в себе. А бывают и такие, кто недоумевает, считая, что только ленивые берут в руки краски, ведь настоящие работники сидят целый день в офисе, окунувшись разные серьёзные бумажки.

Давайте вместе окунемся в мир творцов и посмотрим, как там. А поможет нам в этом каменская художница и педагог — Эльвира Гаскарова.

— Для начала расскажите немного о себе вне профессии.

— Моя жизнь вполне обычная. Родилась и выросла в Каменске-Уральском. Училась во второй школе и одновременно в музыкальной (по классу гитары у педагога Нигаматова Идиатуллы Кираматовича). После школы поступила на художественно- графический факультет НТГПИ (Нежнетагильский пединститут). В 1989 году его окончила и уехала в республику Беларусь за военным мужем. Там работала в городе Новополоцк в школе с архитектурно-художественным уклоном.

Затем случился развал страны и перестройка. И в 1992 году после сокращения мы вернулись в Каменск, и моя вторая жизнь в родном городе началась с рождения сына. В 1993 году устроилась на работу в Детский Культурный Центр (бывший Дворец пионеров и школьников в Красногорском районе) руководителем студии изобразительного искусства и… нечаянно зависла там на долгие 25 лет! А последние четыре года работаю в Детской художественной школе № 1 преподавателем рисунка, станковой композиции и методистом по выставочной деятельности.

— Как больше преподаватель или художник?

— Большим художником никогда себя не считала, много времени уходило на преподавание. Но всегда старалась увлечь детей, заинтересовать, зажечь в них маленький огонёк творчества. А в изодеятельности одной теорией не обойтись, надо обязательно показать, вовремя подсказать, выправить. Только тогда детские композиции становятся чуть правильнее и грамотнее, или чуть спокойнее и лиричнее. Творчество — процесс бинарный, необходимо понимание и постоянное взаимодействие ученика и учителя. Глаза в глаза, карандаш в карандаш, кисть в нужный оттенок цвета!

— Каков основной посыл вашего творчества?

— По прошествии многих лет работы сформулировала основной постулат, который помогает мне. Я абсолютно убеждена, если ребёнок будет держать в своих руках цветные карандаши и кисти, то линии его жизни могут получаться более сочными и яркими, позитивными и уверенными!

— Ваши любимые мастера в этом направлении искусства, которые вас вдохновляют, открывают что-то новое.

— Конечно же, очень люблю импрессионистов и постимпрессионистов. Смотрела их в иллюстрациях, вживую в Эрмитаже, читала, размышляла, восхищалась. Клод Моне и Эдуард Мане, Гоген, Тулуз-Лотрек, Сезанн, и такой ранимый и особенный Винсент Ван Гог.

В последнее время много интересных современных художников и художниц, творчество которых мне тоже очень нравится. Но японская акварелистка Юка Нагаяма просто сразила меня своими волшебными акварельными листами. Такое виртуозное владение цветом, прозрачность, тянучесть и глубина синих, бирюзовых и красных оттенков — это такое великолепное звучание цвета! Именно работы Юки вдохновили меня на акварельные композиции.

И ещё есть у меня два фаворита из мира искусства, оказывается, я люблю бурятов. Два гения и феномена бурятского происхождения — живописец-импрессионист Бато Дугаржапов и невероятно талантливый график, скульптор, ювелир Дашинима Намдаков.

Для меня два великих гения, но очень настоящих, живых, Творцов с большой буквы.

— Расскажите чуть подробнее о своей технике и творческом направлении.

— Когда-то я защищала свою дипломную работу «Женский портрет», выполненную в технике масляной живописи. Но потом, после окончания института, я так и не смогла вернуться к настоящему маслу. Сначала перешла на гуашь, потом какое-то время экспериментировала с графическими материалами — сепия, уголь, чёрный графит. Потом стала работать обыкновенным простым карандашом. Но, по моим ощущениям, я смогла его как-то подчинить своим мыслям и желаниям на бумаге.

А вот акварель — дама весьма капризная и своенравная, она не любит подчиняться, эта техника «гуляет сама по себе» и течёт цветная вода туда, куда сама хочет. Обуздать её, приручить, а тем более подчинить, практически, невозможно.

— Помните свою самую первую картину?

— Свою первую серию работ, которые, я считаю, что вполне получились, выполнила на пленэре в 1998 году. Это было роскошное уральское озеро Тургояк. Чудесное лето, прекрасное время и только самое начало моих творческих терзаний, открытий и свершений.

Работы тогда получились абстрактными, в смешанной технике — акварель с восковыми карандашами. Но именно эти пять листов увидели свет софитов выставочного пространства на разных площадках города.

— Как рождается вдохновение? Откуда оно приходит?

— Как рождается вдохновение? Всегда по-разному. Красота, удивление и вызов самой себе — основные составляющие этого сложного и необъяснимого явления и понятия. Меня никогда не перестают удивлять разнообразные чаши цветов и формы резных листьев, крылья бабочек и оперение птиц, сказочное переплетение светлых бликов и загадочных теней любой растительности, интересных по текстурам и фактурам поверхности. Сложно, интересно, красиво! Но как передать всё это и донести до зрителя, в этом и состоит вызов. И, о, чудо! Иногда этот фокус получается! Удачно ложатся линии, расцветают пятна, волшебство химической диффузии и вуаля! Композиция готова.

— Расскажите немного о творческом процессе, о создании ваших творческих работ. Вот возникла идея… А дальше?

— Я обожаю состояние пленэра. Там организм настраивается на особую волну творческой работы, обостряются чутьё и интуиция, раскрывается и становится зорче взгляд, утончаются световосприятие и цветочувствительность, концентрируется внимание и как-то по-особенному ведёт себя время. Каждая минута дорога, каждое мгновение неповторимо, в каждой работе своё настроение. Я — дитя весны. И это не только потому, что я родилась в апреле, а ещё из-за того, что весна — это пора надежд и тотального обновления, пора пробуждения и зарождения свежих нежных побегов, когда всё живое тянется к солнечному свету и теплу. И именно в это время предчувствие будущего летнего творчества так приятно потягивает и тихонечко пощипывает самые тонкие струны души, каким-то невероятным туманом обволакивает мозг, что необъяснимые трепет и воодушевление начинают присутствовать и жить внутри далеко загодя до самого пленэра. Предвкушение праздника всегда лучше, чем сам праздник, хотя бы потому, что праздник быстро заканчивается. Вот и ожидание пленэра — это сладкое томление художника, таинственный ритуал подготовки и покупки материалов, вынашивание новых идей, это процесс более плавный и протяженный, чем сам пленэр. Пленэр, как правило, творческая вспышка, стремительная, быстрая, наполненная концентрированной энергией. Природа — самый феноменальный художник, лучше её не придумаешь, но можно постараться передать состояние.

— Как повлиял на ваше творчество период пандемии?

— Как ни странно, иногда идеи диктуют и подсказывают создавшаяся ситуация и обстоятельства. Так получилось с нашим первым пандемийным локдауном. Все вынуждены были изолироваться по домам и квартирам, законопослушно пережидать пару недель в своих кухнях, спальнях, в гостиных. Вот и мне пришлось взяться за карандаш и резинку, удобно примоститься на диванчике, и начать рисовать. Так родилась серия работ «Рыбы моей мечты». Почти каждый день я тогда рисовала, с отрывами, конечно, но всё равно плодотворно. Тема очень даже женская, сначала на бумагу выплыли «Рыба в жемчугах» и «Рыба в кружевах», «Рыба невеста» и «Маленькое чёрное платье».

Потом нарисовала триптих «Весенний прорыв», посвященный непонятному и неизвестному ковиду, вогнавшему всё наше общество в неизвестность, погрузил в тревогу и страх, заставил следить за сводками, читать, изучать, как-то приспосабливаться к другим условиям. Однако, ни на минуту меня не покидали вера и надежда на светлый прорыв в этом страшном явлении под названием «пандемия».

— Расскажите о ваших наставниках и коллегах, которые так или иначе поспособствовали вашему творческому становлению.

— Мне везёт на хороших людей. У нас был прекрасный коллектив в ДКЦ, мы тесно сотрудничали со всеми учреждениями культуры, я дружила с коллегами из обеих художественных школ, старалась участвовать в ежегодных художественных городских выставках в выставочном зале, поездки на пленэр дарили радость совместного творчества, возможность учиться и расти профессионально, общение с опытными художниками. Самыми ценными в своей жизни в Каменске считаю знакомство с Ириной Геньевной Глазуновой, тогда директором Городского выставочного зала. Мне посчастливилось работать вместе с выдающимся педагогом по академическому вокалу Зинаидой Романовной Ивайкиной. Я бесконечно благодарна начальнику управления культуры Надежде Ивановне Поплыгиной, поддержку, помощь и заботу которой мы всегда чувствовали и ощущали во всех коллективах учреждений под её пристальным вниманием и умелым руководством.

А вот Ивану Васильевичу Паздникову и Вячеславу Гавриловичу Ваганову я обязана очень многими мудрыми советами, своевременной методической помощью и большим опытом, которыми они щедро делились со всеми молодыми художниками и педагогами. Со временем я обросла многочисленными связями с соратниками и единомышленниками, товарищами по кисти и карандашу, просто хорошими и отзывчивыми людьми.

— Помните свою первую выставку?

— Я редко сама организовывала выставки, чаще всего этого требовала моя работа и многочисленные календарные праздники, памятные даты и события. Специфика учреждений, в которых я находилась и нахожусь по сей день, сама по себе предполагает постоянную выставочную деятельность. Но первая моя персональная выставка прошла во дворце, затем переехала в Детскую художественную школу № 1, потом некоторые работы экспонировались ещё в библиотеке имени Островского. В этом году моя персоналка открылась 20 марта в Городском выставочном зале под названием «Близкие дали. Родная сторона».

Посвящена она нашему уральскому краю, красоту и колорит которого мы в повседневной гонке порой не видим и не замечаем.

— Что бы вы посоветовали начинающим художникам?

— Молодым и начинающим художникам могу пожелать только смелости. Не нужно бояться экспериментировать и пробовать себя в разных жанрах и направлениях творчества. И постараться быть неравнодушными и беспокойными. Как только художник получает зону комфорта в виде большой мастерской, одновременно с этим может закончиться и художник. По утверждению многих классиков и по моему личному наблюдению «Настоящий художник — это холодный ум, горячее сердце и стальной позвоночник!» Я бы ещё добавила ко всему — это сила воли, одержимость и титанический труд! Творите, господа, творите!

— Вы чем-то ещё увлечены, кроме живописи?

— Увлечений много, но не всегда могу их реализовать из-за нехватки времени. Раньше много вязала, теперь позволяю себе это занятие только иногда, в последнее время пробую вышивать по своим задумкам и эскизам. На постоянной основе пишу стихи (уже лет десять).

Я их просто научилась писать, рифму за рифмой, мысль за мыслью, строфа за строфой. Так у Петрова-Водкина, если долгое время не получалось писать на холсте, он начинал писать стихи. Я пытаюсь стихами реагировать на действительность за окном, на события, на явления природы и собственное настроение. Иногда это получается, пусть не совсем профессионально, но от всей души.

— Ваш девиз по жизни.

— Мое жизненное кредо:

«Нет ничего от жизни я не жду,

Просить Всевышнего о чём-либо не смею,

Спасибо говорю, что каждый день живу,

И линии карандашом я рисовать умею!"

Если вы стали свидетелем какого-то события, присылайте новость с фото или видео на почту редакции info@k-ur.ru , в наши группы ВКонтакте и Одноклассники,  звоните +7 953 38 777 50. Пишите в приложения Viber, WhatsApp и вашу новость увидит весь город.

Последние комментарии