«Во дворе собирались таланты, образуя круг, где люди пели под гитару. Здесь, в песнях, я узнала об Афганистане, о любви, о проблемах. Именно двор познакомил меня с творчеством Владимира Высоцкого, Олега Митяева, Александра Розенбаума и Юрия Визбора…» — так начала рассказ о своём детстве Наталья Хомутова, известная в Каменске поэтесса и автор-исполнитель. А подробнее о Наталье, её творческом пути и любимых авторах читайте в нашем интервью.
— Для начала расскажите немного о себе, своём детстве, о вашей жизни вне поэзии. Интересно понять, что формировало вас, как творческую личность.
— Я родилась в 1982 году в Каменске, здесь же и выросла. Родители развелись, когда мне было два года. Жили троём (мама, брат и я) в одной большой комнате в трехкомнатной квартире с соседями. Мамочка, конечно, даже в таких стеснённых условиях старалась создать уют в нашем гнёздышке. Вспоминая те времена, скажу, что у нас всегда было чистенько и комфортно, но тесновато, поэтому я и брат много гуляли — загнать домой нас мог только большой мороз, сильный ливень или град.
Двор был замечательный! Конечно, он был пустым, как любой двор в советское время. Помню эти одинокие железные кривые качели, одна невысокая угловая уличная шведская стенка, торчащая из земли под странным углом; песочница без бортиков, а по сути — простая куча, разносящаяся песок по всем тропинкам желтоватыми дорожками; но главным в этом месте были люди и душевность!
— Вы так интересно рассказываете. Я словно очутилась в этом дворе.
— Вечером со всех соседних домов приходили во двор взрослые и дети. Мужчины натягивали сетку для волейбола и начиналась шумная игра. Иногда приглашали детей играть в пионербол (это, когда ловишь мяч руками, а не отбиваешь на лету).
Рядом стоял деревянный большой стол, видимо, сколоченный жителями общаги, на нем играли в настольный теннис, но туда, обычно, было не пробиться. Поскольку дети оккупировали несчастные качели или корявую стенку.
А я любила примоститься к группе «талантов». Она размещалась тут же, чуть в стороне. Каждый находил себе место, чтобы присесть: брёвнышко, ветку, картонку. Так получался своеобразный круг, где люди пели под гитару. Здесь, в песнях, я узнала об Афганистане, о любви, о проблемах. Именно двор познакомил меня с творчеством Владимира Высоцкого, Олега Митяева, Александра Розенбаума и Юрия Визбора.
Я сидела тихо, слушала и смотрела на игру в волейбол. Это были самые яркие воспоминания о моем детстве. Помню, как восхищалась теми, кто при помощи каких-то струн, мог передать настроение песни.
— Вы сами научились играть на гитаре?
— Научилась ли я сама играть на гитаре? Конечно! Это была моя мечта. Помню, как бабушка в будний день пришла домой с гитарой — купила её по дешёвке у кого-то с рук. И это был самый лучший день в моей жизни. Моя! Моя собственная гитара! Не надо больше ни у кого её выпрашивать на вечер или на час, чтобы потренироваться играть! Научилась я за неделю. Баре брать — ещё неделя. Мне было тогда тринадцать лет, была цель, был энтузиазм, были песни и слушатели.
— И так вы стали звездой во дворе?
— Да, теперь и я пела в группе «талантов» в нашем дворе. Правда, к этому времени нас осталось-то человек семь, но слушали. Ещё меня записывали на кассетный магнитофон, а потом делали копии. Поставят рядом два магнитофона и шипят, чтобы все молчали. Порой идешь со школы домой, а у кого-то из окна мой голос слышен. Это было круто.
— Ностальгируете по тем местам?
— Сейчас это место превратилось в пустырь, куда-то всё делось, разрушилось… Теперь есть много современных красивых дворов, но не хватает там какой-то жизненности, какой-то правдивости.
— Когда в вашей жизни впервые возникла любовь к поэзии? Назовите топ любимых поэтов, которые на вас повлияли.
— Любовь к поэзии? Нет, в детстве это была любовь к песням. Я пела самозабвенно, очень много и громко — соседи были не в восторге! Стихи на утренники в садике учила с неохотой, но вот песни — другое дело!
Любовь к литературе мне привила мама. Как я уже говорила, у нас было мало места для подвижных игр дома, самую большую площадь занимала стенка с книгами. Их было так много, что полки прогнулись под весом: все тома Михаила Лермонтова, Александра Пушкина, Льва Толстого, Владимира Маяковского и многих других. Если честно, всю школьную программу я могла найти дома на полках. Читала я много и с удовольствием.
Особенность и красоту стихов открыла для меня тоже мама. «Посмотри, Ната, как всего в двух строчках поэт может показать всё свое переживание и раскрыть мысль для нас!» — восхищалась она. Откровенно говоря, я долго не понимала — о чём она толкует, а потом — да, заметила, лет в десять (тогда и стала писать свои первые неумелые стишки).
— А когда начали сами писать стихи? Что поспособствовало?
— Я не знаю, что способствовало моим ранним стихам — всё зависело от ситуации и моего настроения в данный момент.
Самым лучшим моим детским первым творчеством стало стихотворение «Сон». Я дополнительно училась в детской художественной школе имени В.М. Седова и на «Истории искусств». Помню, как нам поставили задачу — за 30−40 минут попробовать написать к картине свои ассоциации в белом стихе. Не помню, что была за картина, но запомнились строчки, которые я строчила:
«А Вы бывали на пороге
Иной планеты — сна? —
Где, вроде бы, нам всё знакомо,
Но нет, эта не та страна!
Там нет ни радости, ни горя —
Одна глухая тишина.
Там кто-то плачет на заборе
Совсем один, или одна.
Там, где туман, пурга бушует.
Где солнце светит — ливень льёт,
И лай собаки не знакомый —
Отрывистый… уже не тот.
Куда пойдешь, а голос сзади
Тебе шепнёт: «Остановись…»
Ты повернёшься: «Кто здесь?» — спросишь,
А эхо скажет: «Отвернись!»
Ты вновь идёшь, а кто-то сзади
Ладошкою тебя толкнёт,
А у тебя уж сердце в пятки от ужаса уйдёт…
Ты побежишь. С порога спрыгнешь
И побредёшь туда,
Где безопасно, люди любят…
И в голову придёт мечта,
Что на порог планеты этой
Не ступишь больше никогда.
1992 год."
Вот такое стихотворение. Оно неказистое, лёгкое, глупенькое, странное, но я очень гордилась собой! С нетерпением ждала окончания урока, чтобы поделиться этим шедевром с мамой.
Или, к примеру, в школе к уроку немецкого языка домашним заданием было прочитать и перевести стихотворение «Лорелея». И я решила очень ответственно подойти к выполнению.
— Расскажите об основных трудностях вашего ремесла. Как возникают идеи?
— Я рифмую под настроение: иногда о любви, подчас о проблемах, изредка пишу что-то фантастическое. Очень люблю представлять и описывать разные сценки. Идея возникает сама, согласно моим текущим переживаниям и своим устоявшимся представлением о жизни.
Рифма приходит не сразу, сначала в глубине души рождается какой-то ритм. А потом рождаются строчки в такт этому ритму:
«Бегу вперед, считая шаги,
Сердце стучит в такт.
Сменила модные сапоги
На лыжи напрокат…"
И, не важно, что я не бегу сейчас по лесу, а нахожусь дома. В моей фантазии уже шумит ветер в кронах сосен, я вспоминаю ощущения бега, свободы и описываю их.
Писать не трудно, если «поймал волну» и сразу начал записывать, не отвлекаясь на домашние дела или на работу. Но это та ещё задача.
— Вы принимаете участие в каких-либо конкурсах поэтов или чтецов? Поделитесь достижениями.
— Нет, я не участвую в конкурсах. Для меня творчество это что-то глубоко личное, рожденное мной в гармонии с душой, и я не хочу соревноваться с кем-то в этом. Как вы понимаете, хвастаться мне нечем. Книги тоже не выпускаю — это дорого.
— Как близкие относятся к вашему увлечению? Кто ваша основная аудитория?
— Мне очень повезло с мужем. Он всегда поддерживает меня во всех странных начинаниях, верит в меня, даже когда я сама опускаю руки. Написанные творения прежде всего читаю ему, детям, а затем маме и друзьям. С недавнего времени решила делиться творчеством с незнакомыми людьми в соцсетях. В этом, опять же, меня поддерживает муж, делая визуализацию к моим стихам.
— Есть какие-то еще какие-то увлечения, кроме творчества?
— О, я обожаю путешествовать! Меня не пугают ночёвки в палатке и долгие, нудные пешие походы. Достойной наградой за труд можно назвать великолепие мест, закаты и рассветы, единство с природой. Но меня очень огорчают недобросовестные и неряшливые отдыхающие. Не понимаю людей, громко слушающих музыку на природе, разве не в тишине суть отдыха в лесу? Такие особы, мне представляются грубыми варварами, захватывающими не свои территории.
В летнее время в нашем багажнике всегда лежит палатка и пакет с углём. Наша семья может сорваться в поход в любое время суток и на любое расстояние, была бы машина на ходу.
— На ваш взгляд, какие главные составляющие успеха в вашем ремесле, без которых невозможно стать первоклассным мастером? Какими особыми талантами (профессиональными и личными) необходимо обладать?
— Нужно много читать, уметь слушать, замечать детали, а главное, не боятся писать. Пусть сначала вам будет не нравится конечный результат, но это не страшно и легко поправимо со временем.
— Если не секрет, поделитесь своими планами на будущее.
— Секрета нет, но и планов пока особых тоже нет. Мы работаем, дети учатся, страна переживает не очень простые времена. Некогда планировать большие планы. Может скоро сделаем косметический ремонт на кухне и на балконе.
— Ваш девиз по жизни.
— Всё будет хорошо. Если не сегодня, то завтра обязательно.
Подробнее...