Талантливые художники-самоучки, пожалуй, редкость. Однако эти удивительные самородки доказали, что профильное академическое образование — не всегда обязательное условие признания.
Зачастую таланта и трудолюбия достаточно, чтобы их картины заняли достойное место в истории живописи!
Мария Вершинина — яркий пример такого талантливого самородка. В интервью мы поговорили с ней о живописи в стиле реализм и омногом другом.
— Расскажите о себе вне творчества.
— Родилась я в 1975 году в Каменске. По профессии социолог. Работала в выставочном зале, затем в театре «Да здравствуют дети!» и в театре моды «Шик». Выступала на показах одежды. После окончания университета и рождения сына стала работать в администрации города, но я не хочу афишировать себя как чиновника. (Смеётся — прим. ред.)
Ну, а потом у меня ещё две дочки родились.
— Как возникла мечта стать художником?
— Я никогда не мечтала стать им, просто рисую всю жизнь, сколько себя помню. Мама рассказывала, что рисовать я начала ещё до года.
— Каков основной посыл вашего творчества?
— Живопись, радость и физиологическая необходимость для меня. Я вообще себя не мыслю без рисования. Посыл — положительная энергетика. Я считаю, что картина должна радовать.
— Ваши любимые мастера в этом направлении искусства, которые вас вдохновляют, открывают что-то новое.
— Левитан! Стожаров, Климт. Из местных — Экснер. Вообще-то их очень много, есть просто отдельные работы которые очень вдохновляют. Насмотренность для художника очень важна, как и написание копий. Это прекрасная школа!
— Как художнику найти свой стиль, на ваш взгляд?
— Я думаю, он даётся художнику свыше. Но надо стараться не замыкаться в одном жанре, в одной технике, от себя не убедишь и в этом сложность…
— Расскажите чуть подробнее о своей технике, творческом направлении.
— Я работаю в реализме, иногда хочется от него уйти, хочется свободы и лёгкости, но как я уже говорила — сложно от себя уйти. Многие вещи приходят с опытом и просто иногда случайно что-то получается. Я никогда нигде не училась, не посещала и не смотрела мастер-классы. Просто купила масло начала рисовать на холсте.
— Помните свою самую первую картину?
— Маслом? О, да! Это был зимний лес. Кстати, она у меня до сих пор хранится.
— Когда вы поняли, что быть художником это уже не просто ваша мечта, а призвание (предназначение)?
— «Быть или не быть» — так вопрос не стоял никогда. Для меня вопрос стоял только в выборе материалов. Рисовала акварелью и гуашью, пока одна моя знакомая мне не сказала купить масло, поскольку, на её взгляд, работа с ним — это моё. Она была права. Является ли художник-самоучка художником? Вот в чем вопрос. И всякий ли дипломированный художник — художник. Это, наверно, только зритель скажет.
— Как рождается вдохновение? Откуда оно приходит?
— Вдохновение в каждой веточке, в каждой тени на стене, оно всюду. Я только так и смотрю на мир, везде вижу сюжеты.
— Расскажите немного о творческом процессе, о создании ваших творческих работ. Вот возникла идея… А дальше?
— А дальше — главное не перегореть. (Смеётся — прим. ред.) Потому что жизнь диктует своё: семья и быт требуют внимания.
Про идею — самый сложный вопрос. Идея, для меня, это какая-то изюминка в сюжете, которую хочется подчеркнуть. Со временем я поняла, что не надо пытаться передать сюжет таковым, каков он есть в жизни. Для этого есть фото. Идей очень много, как и сомнений, хочется передать краски и чувства. Но иногда начинаешь и вдруг понимаешь, что это не то. Тогда я легко замазываю работы, даже готовые, если понимаю, что не получилось то, что виделось в начале. А иногда всё происходит ради самого процесса: написала что-то, попробовала и всё, можно замазать. Процесс важнее результата для меня. Вообще надо быстро воплощать, иначе перегораешь.
— Какое количество времени в среднем уходит на создание одной картины? Как часто вы творите?
— Бывает — неделя, а бывает, что работа стоит и год ждёт продолжения или замазки. Семья требует времени… Иногда подойдёшь на 10 минут перед сном к холсту, а иногда он неделями стоит, потому что некогда. Зимой рано темнеет, а освещение тоже важную роль играет — электрический свет искажает цвет.
— Случаются ли творческие кризисы?
— Да, это очень мучительное чувство. От них даже портится характер. Вообще недовольство собой меня преследует и оно не проходит никогда, просто когда-то бывает сильнее, а когда-то слабее. Как вы их преодолеваете? Это надо просто пережить, ведь всё проходит…
— Помните свою первую выставку?
— Я всегда участвовала в коллективных выставках, персональных практически не было, если не считать библиотечных (буквально на несколько работ). На большую настоящую персональную выставку я никак не могу накопить нужное количество работ. Впервые я участвовала в нашей городской выставке, которая проходит ежегодно.
— Поделитесь своими творческими достижениями. Насколько востребовано ваше творчество на сегодняшний день?
— Я никогда специально не продвигала свои работы, но они как-то расходятся. (Смеётся — прим. ред.) А иногда я дарю картины.
— Кто основная аудитория вашего творчества?
— У реализма большая аудитория, я думаю мои картины всем понятны. И очень радостно, когда ты выбираешь сюжет и воплощаешь его, а он находит отклик в другом человеке, и он хочет видеть его у себя дома на стене в течении своей жизни! Это так приятно и радостно!
— Многие начинающие художники зачастую задаются вопросом: «А как организовать выставку?». Насколько трудно на сегодняшний день ее организовать? В чем основные сложности?
— Не знаю, я никогда об этом не думала и никогда не занималась организацией. В эпоху интернета работы видят очень много людей и это здорово!
— Многих художников волнует вопрос, пожалуй, основной — как сделать своё творчество продаваемым? Дайте топ-3 совета начинающим художникам.
— Сегодня большую роль играют соцсети. И я знаю самодеятельных художников, которые очень раскрутились благодаря «Instagram», например. Но это тоже труд, который отнимает массу времени, это целый план действий, я просто не имею возможности да и особого желания этим заниматься.
— Есть ли у вас ещё и другие увлечения, помимо художественного творчества?
— Дети мои, их жизнь.
— Если не секрет, поделитесь творческими планами.
— Не планирую. Просто бывает желание, например, море написать и я пишу. Вот давно хочу животных написать — слона, например. Или павлина.
— Где наши читатели могут познакомиться с вашим творчеством, приобрести ваши работы, попасть на мастер-класс?
— Работы можно увидеть в «Instagram» и в «Одноклассниках». Мастер-классов не веду, сложно сказать почему… Ну, во-первых, просто некогда даже об этом думать, во-вторых, наверно сама считаю себя ещё учеником (хотя опыт уже есть). Вообще не люблю я вот эту «быструю мазню». Сейчас это правда популярно и людям нравится. Ничего плохого в этом конечно нет. Если это потом не преподносится как шедевр. Конечно, это никакие не картины и не живопись.
— Ваш девиз по жизни.
— Пока мы думаем о жизни плохо, а она проходит.
Комментарии