Слово «гештальт» на сегодняшний день довольно-таки популярно. Наверняка, выражение «гештальт не закрыт» слышал каждый, некоторые слышали даже о гештальт-терапии и даже видели объявления гештальт-терапевтов. Однако, далеко не все правильно понимают эту терминологию и не всегда применяют её уместно, по делу. А давайте-ка мы сегодня с вами устраним этот пробел и разберёмся в том, что же такое гештальт. И поможет нам в этом каменский психолог, гештальт-консультант — Анастасия Сырых.
— Для начала расскажите немного о себе, о вашей жизни вне профессиии.
— Мне тридцать восемь и я практикующий психолог, гештальт-консультант. Замужем вот уже тринадцать лет. Воспитываем с супругом двоих детей. Живу и практикую в Каменске, а так же онлайн по всему миру.
— Когда у вас впервые проснулся интерес к психологии? Почему именно к ней?
— Впервые психологией заинтересовалась ещё в детстве. Да, да именно в раннем детстве, лет в шесть-семь я стала говорить родителям, что хочу быть психологом и «лечить душу». На что мама мне ответила, что «это никому не надо» и лучше пойти учиться на юриста, ведь это денежная профессия. Вот так я и стала по первому образованию «юристом», окончив в 2008 году Российскую Академию Правосудия. И десять лет отдала этой профессии.
— С чего начались ваши первые шаги в этой сфере? Расскажите об этапах становления на профессиональном пути.
— Моим первым шагом в психологию стал личный кризис. Я пришла в гештальт-терапию в качестве клиента более десяти лет назад. Спустя два года терапии, мой пытливый ум начал интересоваться: а как это происходит, как работает? И я отправилась на одну обучающую программу, потом на другую. И понеслось…
Моя жизнь поменялась на 180 градусов, поменялась и я сама, моё восприятие мира, мое окружение. В итоге окончила «Уральский Институт Гештальта и современной психологии».
В настоящее время у меня три диплома о высшем образовании (Последний — Уральский Институт Гештальта и современной психологии). Есть ещё множество различных удостоверений о повышении квалификации и сертификатов (но думаю, что это не так важно).
При выборе вуза я руководствовалась, прежде всего направлением. А гештальт-подход соответствовал и соответствует моим личным жизненным ориентирам и принципам. Он мне лег на сердце и на душу.
— Помните самую первую работу в этой сфере? Как это было? Расскажите о дальнейших шагах в карьере.
— Свою первую работу (то есть своего первого клиента) я очень хорошо помню, такое не забывается — это как первый поцелуй. Та гештальт-сессия была очень волнительной для меня, я переживала как всё пройдет, смогу ли помочь, придёт ли он ко мне ещё? Множество разнообразных мыслей вертелось в голове.
Я хочу развиваться и развиваться в гештальте, мне это интересно, меня вдохновляет сам процесс, вдохновляют мои клиенты, с которыми я иду и сопровождаю их на пути к изменениям. Мне хочется делиться знаниями и полученным опытом с другими.
— Расскажите об особенностях вашей работы, процессе и нюансах. Приоткройте немного дверь в закулисье вашей профессии.
— Есть такие клиенты, которые приходят с запросами ― не знаю, что хочу, просто плохо и хочу «чтоб не болело, чтобы полегчало». Такие запросы имеют право быть и это уже совместная задача терапевта с клиентом в поиске и разрешении. Главное, чтобы у человека было серьёзное желание работать над собой, менять что-то в отношениях, в себе, а не ждать волшебной таблетки и что всё само собой «рассосётся».
— С какими вопросами чаще всего приходят клиенты?
— Чаще всего клиенты приходят по вопросам отношений с противоположным полом, отношений в семье, на работе, с коллегами. Также приходят с запросами ― нет интереса к жизни, нет уверенности, зато есть страхи, депрессия, плохое самочувствие, одиночество, потери и многое другие. Приходят в основном тогда, когда «наболело» и сложно самому найти выход из сложившейся ситуации самому. Хотят чувствовать себя лучше, наладить отношения, стать счастливее, реализоваться в жизни. Также, бывают запросы и на личностные изменения.
— Какие психологические методы (приёмы) вы более всего любите использовать в работе?
— Я работаю в гештальт-подходе, в других направлениях психологии я не работаю.
— Расскажите чуть подробнее о гештальт-терапии и о том, в чём её отличие от других направлений?
— Для меня гештальт-терапия стоит особняком от других видов терапий, таких как когнитивно-бихевиоральная терапия и психоанализ, потому что она полностью построена на живом взаимодействии. При этом терапевт не является авторитетом, экспертом или человеком, который знает, как правильно. Он ищет ответы вместе с клиентом в процессе диалога.
Например, сам термин «диалог». Это из философии Мартина Бубера (еврейский экзистенциальный философ — прим. ред.). Имеется в виду неутилитарное, открытое отношение к человеку, когда я с тобой говорю, не пытаясь тебя изменить, сделать правильным. Вот ты сейчас невротик и страдаешь, а должен быть счастливым радостным клиентом, чтобы я была классным терапевтом. Диалог — это отношение «я — ты», а не «я — оно». Поэтическое отношение. Как отношение поэта, вдохновленного луной или розой, когда он не использует луну как объект (для него она другой субъект). Во время диалога возникает «контакт», я бы назвала это разделённым переживанием.
Гештальт-терапия направлена на обнаружение спонтанности, разблокировку уже имеющихся способностей клиента к адаптации. Заблокированные переживания вызывают страдания, в то время как содержащаяся в них энергия могла бы сослужить добрую службу. Многие из нас, по сути, «микроскопом гвозди забивают», мы не умеем пользоваться собственной психикой. Гештальт-терапия освобождает человека, делает его более спонтанным. Мне кажется это наиболее эффективным, потому что жизнь спонтанна. Мы пытаемся сделать вид, что всё предсказуемо. На самом деле это не так. 2021 год (год пандемии) показал нам, что ситуация неопределенности — это некая данность, в которой нужно существовать. Нет никакого готового рецепта, нет никаких «так надо», «так правильно». И вопрос, как научиться ориентироваться в ситуации, где ничего не понятно, где происходит что-то странное. Для этого следует найти то, на что можно опереться.
— Расскажите об основных трудностях вашего ремесла.
— Трудности моей профессии в том, что необходимо разделять, интегрировать жизнь и работу.
Гештальт-терапевт работает собой: реагирует эмоционально, даже может показать часть себя, если это полезно для клиента и оправдано в текущий момент.
Сессия — разговор живых людей. Разница в том, что психолог выполняет свою работу: задаёт вопросы, делает акценты, помнит о процессе, который происходит с клиентом.
Если я, как психолог, вообще не буду включаться, работа получится некачественная. Большое влияние на эффективность сессий и положительные изменения у клиента оказывают отношения, которые возникают между клиентом и психологом. От них зависит, насколько человек может быть самим собой, показать страх, стыд или вину. Создание безопасного и безоценочного пространства, на мой взгляд, важнее дипломов и регалий.
— Как отдыхаете от работы?
— У меня есть выходные дни, когда я не работаю с клиентами. В это время я веду страницу в соцсетях, пишу эссе, отвечаю на комментарии, придумываю и реализую проекты. Много времени уделяю семье и детям, я же, все-таки, жена и мать! В эти дни я никогда не назначаю сессий.
— Случались какие-то курьезы, казусы или сумасшедшие истории в вашей деятельности?
— Да, была одна история, которая мне запомнилась. Ко мне на консультацию пришла женщина, назовем её «О». Она рассказала мне о своей жизни, о сложностях во взаимоотношениях с мужем, о том, что они на грани развода и она в полной растерянности, не знает что делать. В этот же день, вечером, ко мне позвонила другая женщина и записалась на консультацию, назовем её «Н». На консультации «Н» рассказала о сложных взаимоотношениях со своим мужчиной, о том, что у них постоянные конфликты, ссоры, нет теплоты, однако разрывать отношения она не хочет.
Сложив два рассказа, двух разных женщин «О» и «Н» воедино, я поняла, что рассказывали они об одном и том же мужчине. Это были: жена и любовница. И произошло это в один день! Что это за феномен? Я не знаю. Вот так у меня было и мне это запомнилось и показалось очень любопытным.
— В чём основные плюсы вашей профессии? За что вы её любите?
— Плюс моей профессии в том, что это не статичное нечто, а постоянный процесс возвращения осознавания того, что со мной происходит. Мы всё время это осознавание теряем. Когда я психолог, я регулярно осуществляю операцию возвращения к осознаванию.
— Кто ваши основные клиенты? Как попасть к вам на консультацию?
— Мои основные клиенты — это женщины разного возраста. Мужчин приходит совсем мало. Есть определённые социальные стандарты, например, считается, что будто говорить про чувства — это не мужское дело.
Попасть ко мне на консультацию можно, записавшись через «Instagram» https://www.instagram.com/nastyasyryh, «WhatsApp» или просто позвонив по телефону +7−919−38−44−556.
— Вы работаете в одиночку или у вас есть команда помощников? Какое количество времени вы уже в профессии психолога? Вы проходите какие-то супервизии и курсы повышения квалификации?
— Я провожу консультации одна. Однако принадлежу к сообществу: мы общаемся с коллегами, делимся опытом. Это своего рода поддержка и опора, без которой не обойтись. Кроме того, я постоянно прохожу личную терапию (без неё в нашей профессии НИКАК, она обязательна!), регулярно беру супервизии. Про курсы уже говорила.
— Расскажите о графике консультаций и немного о том, как они проходят. Какое количество времени длится одна консультация? И сколько их необходимо?
— Одна сессия длится час (записываться нужно заранее!). Сколько сессий необходимо человеку — сказать сложно, всё индивидуально. Как правило, этот вопрос решается на первой встрече. Если в формате консультации, то 1−2 встречи обычно достаточно. Если в формате терапии, то 10−15 гештальт-сессий — это краткосрочная терапия, 40−60 — среднесрочная, от двух лет и более — длительная терапия. Хочется отметить, что ЭТО ДЛИТЕЛЬНО, ДОРОГО и без иллюзий. Процесс гештальт-терапии трудный. Всякий человек согласен делать то, что ему нравится, но терапия не часто проходит в режиме праздника. Чаще это трудовые будни. Мотивация для клиента — один из предметов заботы гештальт-терапевта (гештальт-консультанта).
Интерес Клиента будет расти постепенно, он будет связан как с надеждой, так и с присвоением НОВОГО ОПЫТА собственной успешности, в осознании и построении глубоких и искренних отношений с гештальт-терапевтом (гештальт-консультантом). И ЭТО ТОГО СТОИТ!
— Где черпаете вдохновение на работу?
— Меня вдохновляют мои клиенты и работа с ними. Искреннее любопытство и интерес, а также желание помочь человеку. Работа с каждым ― это новый поиск хороших решений, поиск себя, своих ценностей, своих желаний, своих «хочу». Каждый человек уникален и его история тоже — в этом для меня очень много вдохновения. Клиенты никогда не дают заскучать, подкидывая каждый раз новые задачки. Также вдохновляют и собственные изменения в себе, в моих отношениях и в жизни в целом.
— На ваш взгляд, какие главные составляющие успеха в этой профессии, без которых невозможно стать первоклассным специалистом? Какими особыми талантами (профессиональными и личными) должен обладать хороший мастер в этой индустрии?
— Для меня главные составляющие успеха — моя личная мотивация и мой личный интерес. Для меня важно, что терапевтический процесс очень сопряжён с моим личным развитием. В этом плане профессиональная и личная жизнь идут бок о бок. В моей жизни появляются темы, которые я пытаюсь понять через терапевтическую работу и личную терапию. Плюс у меня всегда есть какое-то обучение, курсы, циклы.
— Дайте пару советов — на что ориентироваться (в первую очередь) при выборе психолога.
— При выборе психолога, гештальт-консультанта я рекомендую ориентироваться, прежде всего на его ЛИЧНОСТЬ. Все дипломы и регалии, конечно, имеют значение — но это уже второстепенно. Это моя позиция, именно по такому принципу я выбирала себе психолога.
— Есть ли какие-то увлечения помимо ремесла?
— Очень люблю жить летом на даче. Выращиваю огурцы, помидоры и разнообразную зелень. Как же приятно сорвать что-то свежее прямо с грядки и добавить в салат. Люблю, когда весной зацветает мой сад, яблони, вишни — белоснежные красавицы. Красота! А аромат… Жужжание пчёл и тишина. Пение птиц по утрам. Всё это вдохновляет меня, заряжает энергией, дарит силы для творчества. Работа, работа только в радость! Как сказал Омар Хайям: «Кто понял жизнь, тот больше не спешит».
— Дайте пару-тройку советов для желающих обратиться к вам за помощью.
— Первое, что я хотела бы посоветовать (если я этого не сделаю, это сделает кризис среднего возраста) — замедлиться и посмотреть по сторонам. Потому что все наши проблемы от того, что мы бежим. Особенно, это касается успешных людей. Мы бежим, не замечая ничего вокруг. А что происходит с нашей семьей, с нашей жизнью, с ценностями? Я рекомендую всем посмотреть старый советский мультфильм «Паровозик из Ромашково». Очень терапевтический мультик. Ещё хорошо бы провести мониторинг своей жизни и ответить на вопросы о жизни, ценностях, чувствах, работе, вдохновении. Если не можете найти ответы, я бы рекомендовала обратиться к психологу. Лучше замедлиться в 30, чем в 60 лет.
Полезно быть любопытным к жизни. Ещё один мультфильм — «Лунтик», который все, наверное, смотрели. Лунтик — это персонаж, который живёт в искреннем любопытстве к себе и к миру. Если и мы начнем быть любопытны к собственной жизни — пространство вокруг нас начнет меняться.
— Как наши читатели могут с вами связаться?
— Со мной можно связаться через «Instagram» https://www.instagram.com/nastyasyryh или по телефону
+7−919−38−44−556. Буду рада помочь с проблемой.
— Ваш девиз по жизни.
— У человека всегда есть ресурс гибкого приспособления, важно его найти. Гештальт-терапия помогает человеку найти собственный ресурс и сделать свой собственный выбор.
Как утверждал Виктор Франкл, переживший нацистский концлагерь: «Смысл может быть найден всегда!». Это мой девиз по жизни сейчас.
Комментарии