3D-аниматор — профессия ещё совсем молодая, поскольку она родилась благодаря возникновению компьютерных программ для работы над трёхмерной графикой. На сегодняшний день это самая популярная и комплексная профессия, связанная с 3D.
А о том, что представляет из себя это ремесло, как устроена работа, сколько зарабатывает 3D-аниматор, какие необходимы навыки, какие существуют плюсы и минусы. И ещё о многом другом нам рассказал 3D-аниматор из Каменска — Александр Горелик.
— Александр, для начала расскажите немного о себе, о вашем детстве.
— Я родом из Каменска. Моя мама по профессии педиатр, а отец предприниматель. Конечно, когда был подростком, во многом хотел быть похожим на отца — мечтал стать бизнесменом.
Прошёл в детстве и через увлечение спортом. Но однажды понял, что спорт — это не моё. Поэтому окончил художественную школу, которая стала мне отличным подспорьем для дальнейшего поступления в архитектурную академию.
А бизнесом начал заниматься с восемнадцати лет, когда поступил в академию. Чем именно занимался? Делал макеты архитектурных сооружений, монументов, предметов и техники для студентов. После нескольких курсов решил попробовать себя в сельскохозяйственном производстве.
— В сельхоз производстве? Удивительный поворот карьеры! А чем именно занимались?
— Выращивал грибы вешенки. Но было не так всё удивительно, как вы сказали. К сожалению, из-за нехватки финансов и нестабильного благосостояния граждан, потребность в этой продукции упала, и данное производство стало не актуально.
— Когда вы впервые узнали о существовании 3D-анимации? Когда и как впервые возник интерес к этой сфере?
— После поисков себя в разнообразных «бизнесах» я решил восстановить навыки в сфере 3D. Для этого прошёл пару обучающих курсов. Просидел за которыми около месяца, по 12−14 часов в день! А потом, наконец-то, начал брать заказы.
В процессе обучения и в ходе работы над первыми заказами, меня очень увлекала именно анимация, проснулся огромный интерес к «оживлению» персонажей и окружения. Так я начал изучать игровые движки (базовое программное обеспечение компьютерной игры — прим. ред), риг (скелет персонажа — прим. ред). К сожалению, финансовое положение было очень нестабильно, поэтому пришлось принимать меры. (Смеётся — прим. ред.)
- Почему именно 3D?
- На такой вопрос я отвечаю всегда так: 3D — это сфера IT. Да, именно IT, но только в «картинках» (говоря по-простому).
— Расскажите о ваших первых шагах и этапах становление в мире 3D.
— Когда я начал строить модели, пускай они были с конструктивными ошибками, я думал устроиться работать художником. Но ничего не получилось. Однако мне дали заказ — построить здание в казуальном стиле для компьютерной игры. И этот проект принёс мне первый доход в данном направлении. После чего я продолжал учиться, перешёл на анимацию и стал брать заказы. Конечно были ошибки, они есть и сейчас, однако разница ощутима! (Смеётся — прим. ред.)
— Расскажите об особенностях этой работы.
— В этом деле всё строго. Если Вы думаете, что будите сидя на стуле получать сто тысяч в месяц, то я разрушу ваши иллюзии — это не так. Нужно много работать и постоянно учиться. Часов по 10−12 в день! Тут очень важна скорость. Твои навыки расцениваются по твоему портфолио. Этим и отличаются специалисты от любителей. Можно выучить всю программу за пару месяцев, но если нет скорости, ничего не получится. Однако всему можно научиться.
— Основные плюсы и минусы в работе 3D-аниматора?
— Пожалуй, начну с хорошего. Это, конечно, деньги. Сделать моушн-дизайн (рекламу приложения или компании) у меня стоит 10−15 $ за секунду, а создание персонажей — от 25 $. Считайте сами, цифры приятно удивляют! Ещё крутой плюс в возможности путешествовать и жить где хочешь!
А если говорить о минусах, то это, конечно, сидячая работа. И этим всё сказано: болит спина, устают глаза, падает зрение… Словом, слишком много времени за компьютером не очень-то и полезно.
— В этой работе недостаточно обычного ПК? Необходим профессиональный компьютер, специализированный под 3d-анимацию? На какой технике работаете вы? Как правильно подобрать ПК для 3d-анимации?
— Вы правы, тут нужна «зверюшка» сильная подойдёт RTX 3060/90 или Quadro RTX 4000. У меня что-то из этого. (Смеётся — прим. ред.)
Если говорить о процессорах, то хороши в этой работе: i7, i9, но точно не RYZEN или продукция Apple (её художники не любят, слишком слабая для сильных сцен).
- В каких приложениях и программах по 3d работаете вы? Почему выбрали именно их?
— Программы? C4D, Blender, Maya, Substance Painting, Photoshop, ну и другие мелкие программы. Они все платные, кроме Blender. Поэтому, если начинать, то лучше с этой программы, она хоть и бесплатная, но зато в ней очень крутой функционал, которого нет в другом софте.
- В чём основные сложности работы?
— Самое сложное - анимация. Нужно сидеть и выстраивать движения персонажа или объекта, устанавливать лицевую анимацию, делать шейпы (шейпами называют любую форму, чаще всего простую или созданную векторным способом). Словом, в 3D сложно всё. Плюс многое в этой сфере взаимосвязано. Необходимо много и долго учиться.
— Случались какие-то курьезы, казусы, сумасшедшие истории в вашей деятельности?
— Тут всё тихо. У меня отличные клиенты, которые ценят меня и мою работу, а я ценю их. Бывают споры, когда необходимо доказать ту или иную позицию, чтобы отстоять её в проекте.
- В чём преимущества и плюсы вашей профессии? За что вы её любите? Что самое интересное в вашей работе?
— В этой профессии интересно всё! Начну с заказов: это мультфильмы, реклама, игры, предметная визуализация. Далее — люди: большинство клиентов — иностранцы, русские эмигранты и многие другие. В основном все люди образованные и культурные, что очень приятно.
— Принимаете ли участие в каких-либо конкурсах (или в чём-то подобном) между представителями вашей сферы?
— К сожалению, на конкурсы совсем нет времени. Хотя принимал в одном участие, от AMD (американский производитель интегральной микросхемной электроники — прим. ред). Но так как организатор сильный, то и художники там «пираньи» — откусывают лучшие куски.
- Расскажите о видах и направлениях в 3D, которыми вы занимаетесь?
- Как и говорил: 3D-визуализация, создание персонажей, моушн-дизайн, риггинг (процесс построения скелета модели, чтобы, привязав к нему модель, можно было её двигать), лицевая анимация, немного окружения. Созданием интерьеров не занимаюсь, поскольку там масса работы много, но мало денег, да и интерьерщиков многовато на рынке.
— Вы работаете один или с командой помощников? Расскажите пару слов о команде. Как делегируете работу?
— Работаю один, но есть товарищи из сферы звукозаписи и пара других аниматоров, с которыми работаю (например, мой хороший друг делал клип для музыкальной группы «Little big»).
- Какое количество времени уходит на создание одного анимационного проекта?
- Времени на проект уходит по-разному. Например, у меня сейчас в работе пять проектов. Два из них — создание 3D-моделей, текстуринг, визуализация. И ещё есть два проекта по анимации. Один из них — мультфильм, а другой проект — игра (геймплей) и ещё один — просто 3D-модель для дальнейшей печати.
5−7 дней работы уходит на обычные проекты. Анимация может занять от 14 до 30−40 дней. И да, это все я делаю одновременно.
— Сталкивались с творческим кризисом? С неким «выгоранием»? Где берёте вдохновение на работу?
— Скажу привет кризису! (Смеётся — прим. ред.) Да, это случается, особенно когда проект идёт по два месяца. Устаёшь от клиентов, от разницы часовых поясов и прочего. Как с ним бороться? У каждого свои методы, но я предпочитаю — сон.
— На ваш взгляд, какие главные составляющие успеха в этой профессии, без которых невозможно стать первоклассным специалистом? Какими особыми талантами (профессиональными и личными) должен обладать хороший мастер в этой индустрии?
— Во-первых, дисциплина! Всё должно быть подписано и лежать на своём месте. Во-вторых, знание технических аспектов (полигоны, риг и прочее). В-третьих, клиентоориентированность и умение себя продать. В-четвёртых, образование. И, в-пятых, самое главное — умение понять клиента!
— Поделитесь своими достижениями в этой сфере.
- К сожалению, я не могу показать крутые работы, так как у меня существует договор NDA (договор о неразглашении информации) и я не могу разглашать то, что делал. Но у меня есть ссылки на портфолио http://alexandrgorgeous8.artstation.com/ и закрытые показы https://disk.yandex.ru/d/zpuFgZhu1_nNow?w=1
— Если можно, дайте пару-тройку советов для начинающих коллег по вашему цеху. С чего начинать свой путь новичкам, которые только загорелись идеей освоить 3d-анимацию?
— Если хотите — действуйте! Переборите в себе эти страхи, пройдите первоначальные этапы 3D и закончите их. Создайте свой первый объект и работайте! Хорошим специалистом можно стать через 2-3 года, но возможно и раньше! Всё в ваших руках.
- Зачастую многие начинающие 3d-аниматоры задаются вопросом «как монетизировать творчество?», «как найти заказчиков?», «лучше устроиться в штат компании или фриланс?»
— Хорошие курсы у школы «XYZ School». Дорого, но того стоит! Поверьте, за месяц окупите курс (если, конечно, будите учиться!). А если говорить о компьютерах, то будет достаточно начать и на I5 с видеокартой Rx570 или RTX1060.
— Вы принимаете участие в различных мастер-классах или курсах повышения квалификации?
— В работе у меня было по-другому, я сразу начал брать заказы и работать. Даже если нет опыта, можно учиться в процессе заказа. Главное - не берите огромные и сложные заказы!
— На ваш взгляд, какие сейчас перспективы в сфере 3D-анимации в Каменске и области?
— Перспективы? Эта сфера развивается, за ней будущее и без неё люди жить не будут. Реклама, игры, фильмы и прочее. Всё это было, есть и будет. Меняются только способы реализации, а остальное дело за нами.
— Ваш девиз по жизни.
— Живу без девизов. Главное оставаться человеком!
Комментарии
Вы и тут ошибок наделали,аниматор Александр Горелик! Интересно, чему можно позавидовать у вас, очевидно, что не чему!
Завидовать кому или чему? Вам, познавшему этот мир от корки до корки? Или журналистам, с радостью приходящим на свою работу и работающим взахлеб - так, что даже не остается времени вычитать собственный текст?