Поэты-песенники — это особые поэты. Они пишут стихи и тексты, имеющие свою уникальную специфику.
Во-первых, песенный текст должен хорошо восприниматься на слух. Как правило он содержит историю, которая находит отклик в душе слушателя. Передаёт служные идеи и душевные состояния красивыми и понятными словами. Во-вторых, текст песни строится по особому принципу. Например, в нём обязательно должны быть куплеты и припев. Очень важно, чтобы песенный текст легко запоминался. Был образным и ритмичным.
А подробнее об этом ремесле мы поговорили с каменским автором — Еленой Винокуровой.
— Елена, для начала расскажите немного о себе, своём детстве, о вашей жизни вне творчества. Интересно понять, что формировало вас, как творческую личность.
— Творить, для меня, это значит просто — жить. Какой противоположный смысл слову творчество? Рутина может? А чем отличается творчество от рутины? Новым, неожиданным и нестандартным взглядом. Моя жизнь и строится нестандартно. Я не оцениваю, хорошо это или плохо. Как следствие, ко мне обращаются за оригинальным. Да, такой подход в жизни иногда мешает. Порядка в этом мало.
Например, ушла из школы, не получив даже среднее образование. Почему? Надоело. Просто надоело. Куда приложить свои силы и как заработать я знала, родители помогли. Но это был для них, конечно, удар. А для меня — жизнь.
Окончила среднее образование позже, лет на десять. Так же, неожиданно для себя, в один момент решив, что хочу этого. С грудным ребенком в «анамнезе». Что это было? Гормональный сбой или креатив моей нервной системы? Не знаю, но факт остаётся фактом. Вечерняя школа и я, молодая мамаша.
Несколько лет спустя (на сорокалетие) решила сделать себе подарок — поступить в институт. И так я оказалась на ЕГЭ вместе со школьниками (после усилий, приложенных ко мне репетиторами, конечно). Интересно было увидеть процесс этого нового экзамена изнутри, но уже без детского трепета и волнения. И что в итоге? Сдала. Поступила.
— Когда в вашей жизни впервые возникла любовь к творчеству?
— Книги в моей жизни были привычной картиной уже с момента рождения. В образе папы, не выпускавшего их из рук. Так в семье повелось, что читают все. Чуть не сказала «танцуют все». (Смеётся — прим. ред.) Помню, как-то пошли мы с ним в поход. Вдвоем, так как рождение младшего брата помешало присоединиться к нам маме. И вот: палатка, дела, заботы, вечером костер, а потом книга. И так уж вышло, что я свою прочитала очень быстро. А литературный голод, скажу я вам, это не кот начхал. Ломка ещё та! Папа предложил мне свою книгу, пока сам занимался лесными делами. Я её и почитывала. До тех пор, пока он не увидел, на какой я странице. Видимо он никак не рассчитывал на такую скорость поглощения литературы, предложил эту книгу, рассчитывая, что до самого пикантного момента на середине мне точно не успеть дойти, заберёт. Не успел. Было очень интересно. Тем более мне, тогда подростку. Но тогда я её все же не дочитала. «Весталка» это была.
— А когда начали сами писать стихи? Что поспособствовало?
— Писать, рисовать и прочее прикладное творчество я практиковала всегда. Не было рубежа, когда я начала этим заниматься. Всё развивалось постепенно по мере моего взросления.
А вот к профессии автора песен меня привёл ряд событий. Помню, надоело мне писать в тетради, захотелось увидеть сие в настоящем формате. Ну и отправила произведения на конкурс. Приняли, напечатали, прислали книги. И поделилась я этой новостью с приятелем (на тот момент мы были знакомы шапочно и чем занимались оба, не знали). На что он мне заявляет: «Слушай, а давай к нам на студию звукозаписи автором песен!»
Вот тут пазл и сложился: вокалом я занималась два с половиной года, помимо прозы писала и стихи. Специфику познавала уже с помощью ребят со студии, им за это спасибо. Мучила вопросами и уточнениями, на них и практиковалась. Пока практиковались, создали группу, записали свой альбом.
— Основное направление вашего творчества.
— В плотном сотрудничестве со студией звукозаписи «Катакомба» работаю и по сей день. Все лет шесть (может больше, не важно), что занимаюсь этим, ко мне обращаются через студию или по сарафанному радио. Многие обращаются не по разу.
Что хотят, когда выходят на меня? Всё просто — хотят выразить глубину чувств и эмоций. Хотят поразить, восхитить… и прочие превосходные степени.
Почему через меня? Потому что порыв есть, а навыка нет. Потому что не всегда легко, сказать то, что чувствуешь. В песне же присутствует игровой формат и поддержка музыки. Это и легко и сложно. Легко, потому что музыка уже даёт определенный настрой и поддерживает его в течении всего процесса мелодией. Сложно, потому что эмоции умножаются этой музыкой и бьют в голову. Нокаут! Всё время, что пишу для людей, я вижу их слёзы от накативших эмоций. Для меня, как автора, это награда. Для них, как исполнителей, это помеха. Попробуй внятно хотя бы предложение произнести, когда душат слезы, а уж про вокал и подавно молчу. Благо, есть ребята со студии, которые терпеливо, бережно и профессионально проведут процесс звукозаписи, балансируя по грани «чувственно — технично». Ну и обработка голоса имеет не малое значение.
— Вы принимаете участие в каких-либо конкурсах поэтов?
— Настал тот период, когда мне интересен процесс, а не соперничество. Жизнь ли это, любовь ли, песни.
Несколько лет назад достигать и соревноваться мне было интересно. Хотелось пробовать себя на «слабо». В тот период я участвовала (как автор) в двух напечатанных сборниках. Один московский, а второй — городской, за него спасибо Ирине Казаченко, коллеге по цеху.
Конкурсы, выступление на сцене… Сейчас меня это не зажигает. Доказывать и соперничать оставлю юным дарованиям с их гормональной бурей.
— Расскажите об особенностях и нюансах вашей работы. Как долго пишется стихотворение? Как возникают темы и идеи?
— Первое, что меня спрашивают, когда обращаются: «А можно вот так???» Эти вопросы у меня всегда вызывали лёгкое недоумение. Ведь если это «вот так» в голове возникло, значит можно, значит оно уже есть и существует. Правда пока в голове, но задача уже наполовину решена, осталось лишь её воплотить. И чем более сумасшедшая идея, тем заманчивей и интересней процесс.
Конечно, самые популярные запросы: поздравление на свадьбу (будь то мама, невеста или сестра). Тут редко кто выходит за рамки классики. Последние звонки и выпускные — тоже довольно понятно.
Дни рождения и юбилеи уже формат свободнее и интереснее. Без излишней торжественности можно раздвинуть рамки. А вот корпоративные заказы — такое направление, где можно творить полностью отвязно. И тут меня уносило вместе с заказчиками порой даже в частушки.
Ну, а признания в любви и годовщины отношений ограничены лишь полётом нашей фантазии. Сюжет можно придумать любой.
— Как часто пишете?
— Сейчас на песню уходит минимум дней десять-четырнадцать. Самый сжатый срок. Только на написание. Но частый запрос — написать песню и дальше записать её на студии. И тут готовиться заказчику нужно заранее, так как процесс растягивается. Так что по частоте заказов я плавно перетекаю из одного в другой. Есть сезон, когда один заказ накладывается на другой. Есть времена отдыха.
А вообще, процесс (от запроса до получения) включает в себя много этапов. В первую встречу мы знакомимся и обозначаем основные моменты: стиль, жанр, тематику произведения, настроение песни. Будет ли она лиричной, нежной, трогательной, или динамичной, шуточной, драйвовой. Долго разговариваем, акцентируясь на деталях, особых моментах и нюансах.
Далее, в процессе подготовки песни, мы продолжаем быть на связи. Много инсайтов происходит у заказчиков, я уточняю какие-то моменты их истории. Для меня важно уйти от общих фраз, потому что они первыми обычно приходят на ум. И я пытаюсь наводящими вопросами раскрыть, что стоит за эпитетами «заботливый, чуткий, веселый» и прочее. Прошу вспомнить забавные, важные моменты, милые истории и домашние прозвища. Если коротко, мне нужна не вылизанная картинка с общими формулировками, а живая история с особенностями.
Потому что ответные чувства на песню рождаются там, где слышат о себе. И чем глубже «о них», тем эмоциональней посыл и реакция на песню. А ко мне же приходят за эмоциями.
— Многие поэты говорят, что могут писать стихи только тогда, когда им грустно. А как у вас обстоят дела с этим, необходимо какое-то определённое настроение?
— Если бы моей движущей силой была грусть, то я бы давно уже на улице Абрамова жила (там, где психбольница или наркология, благо, надеюсь и не придется разбираться в их специфике). (Смеётся — прим. ред.)
Думаю, когда говорят о грусти, как о стимуле к написанию, речь идёт о поэтах, пишущих в порывах, для души. Тем самым, сублимирующих эмоции в текст.
У меня же это работа. Да, свободная, творческая, любимая, но работа. И тут должно быть все четко: техническое задание, бриф, срок. Ждать у моря погоды и настроения? Думаю, я бы не проработала столь длительное время, меня бы не рекомендовали друзьям и не возвращались сами.
— Что является вашим источником вдохновения?
— Что же меня стимулирует и вдохновляет? Секрета нет, я плотно сижу на колесах. (Смеётся — прим. ред.) На тех колёсах, которые в движение приводит пламенный мотор. Мой эмоциональный подъём (читай, вдохновение) происходит тогда, когда я путешествую по новым местам. Кстати, в путешествиях и писать здорово. На машине я объехала кроме популярных у всех направлений, ещё и Грузию с Турцией. А это такой заряд, который ещё долгое время «после» поддерживает. Люблю спонтанные перелёты и неважно куда. Как-то на одно путешествие пришлось две страны (помимо России) и пять городов, в которых жила (не считая сквозных).
Колесная динамика, как стимул, распространяется и на другие виды транспорта. Свободно передвигаюсь на мотоцикле, велосипеде, самокате. И это способствует мыслительному процессу.
— Расскажите об основных трудностях вашего ремесла.
— Трудности профессии (как и у любого фрилансера) — режим и распорядок. Когда нет начальства, как регулирующего органа (кстати, мне хватило шесть месяцев в юности, чтобы никогда уже не вернуться к системе «начальник-подчинённый»), приходится держать себя в тонусе.
А творчество мне трудностей не доставляет. Скорее сложности возникают уже у заказчиков. Всё-таки большая часть не имеет специального музыкального образования и подходит к микрофону часто в первый раз. Но тем ценнее результат. Как мы знаем, дорого то, во что вкладываешься.
Кстати, массовое заблуждение, что легче зачитать рэп, чем спеть произведение. Но мелодекламацию (художественное чтение под музыку, в котором, в отличие от рэпа, неважно попадание в бит и ритмичность) никто не отменял. Так что пишу в формате, который предпочтительней заказчику.
— Как близкие относятся к вашему творчеству?
— Друзья на то и друзья, чтобы поддерживать и приносить себя в жертву моему творчеству. Шучу. (Смеётся — прим. ред.) Помню, однажды мне нужен был фоторяд к конкурсу. И подруга в туфлях на снегу ради этого позировала, а после слегла с простудой. Другая сделала шикарный подарок — оплатила участие в конкурсе и тираж произведения. Она знала, как я это хочу.
А поскольку мой творческий подход применяется ещё и к путешествиям, то и тут друзья нет нет, да и страдают от моей изобретательности. Я «мастерски» прокладываю маршруты, через города и страны. (Смеётся — прим. ред.) И периодически, после моей тщательной логистики, мы внезапно то ночуем посреди Тбилиси в машине, то в ней же, в горах, на границе. Или из Стамбула не можем вылететь по причине той самой своеобразной логики, которая никак не корелируется с расписанием вылета самолётов. Творчество оно такое, не знаешь куда заведёт. (Смеётся — прим. ред.)
— Есть какие-то еще увлечения?
— Переделка или реставрация мебели, авто и мотопутешествия, рукоделие (почти во всех его проявлениях), тренажёрный зал. И единоборство, как способ физической разрядки.
— Кто ваша основная аудитория?
— Конечно, девушки и женщины. От восемнадцати до шестидесяти лет. Мужчин меньше, но зато какие!
— На ваш взгляд, какие главные составляющие успеха в вашем ремесле, без которых невозможно стать первоклассным мастером? Какими особыми талантами (профессиональными и личными) необходимо обладать?
— Вы сами ответили на свой вопрос. Просто талантом. Про первоклассных тоже не скажу, это у них надо спросить. (Смеётся — прим. ред.)
А если говорить об успехе, то он ведь у каждого он свой. Для кого-то это гонорары, для кого-то это известность. Мне кажется, вопрос об успехе это к маститым поэтам-песенникам. Только являясь таковым по всеобщему мнению, можно говорить уверенно о принципах успеха. Я же добилась любви и признания некоторого количества людей через свою профессию. И надеюсь, после нашего совместного с ними творчества, любви взаимной.
— Если можно, дайте пару-тройку советов для начинающих коллег по вашему цеху.
— Да боже упаси меня от советов.
— Если не секрет, поделитесь своими планами на будущее.
— Да. Планы это важно. И я планирую… жить!
— Ваш девиз по жизни.
— Он в процессе написания. Всё никак не могу этот заказ закончить. (Смеётся — прим. ред.) Но жизнь ещё идет (ура!), а значит есть шанс!
Комментарии
В смысле - не проснулась?