Андрей Каштанов — певец, композитор, шоумен и мульти-инструменталист в одном лице.
Это музыкант с врожденным чувством стиля, утонченности и изысканного шарма. Человек с тонким пониманием музыки и сценического исполнительства.
Его программы еще в восьмедисятые, как и многих других исполнителей, давали публике тот необходимый свежий глоток современной культуры, без которого было бы немыслимо дальнейшее развитие эстрадной музыки. Его концертные шоу: «Вечерний дансинг», «Сердце и душа», «Парижский салон Марго» тепло и многолюдно принимались в своё время городами Свердловской области, Пскова и Рязани.
— Расскажите о своём детстве.
— Всё началось в городе Каменск-Уральский, Свердловской области, что на реке Исеть. Здесь 13 августа тысяча девятьсот утонувше-второго года у Зинаиды Каштановой родился ребёнок. Мальчик на три с половиной кило. Первые мои впечатления детства весьма расплывчаты. Но отчётливо запомнилась моя нелюбовь к детскому саду, в который меня пытались определить, когда мне исполнилось три года. После бабушкиных блинов и вкуснейшей жареной картошки, я всячески отбрыкивался от детсадовских каш и молочных супов, что подавали там в столовой. Воспитатели, видя моё злостное нежелание есть, спать и гулять в определённые часы детсадовского распоряка, посчитали лучшим для Каштанова Андрюши всё же остаться дома, дабы не нарушать у малыша врождённого чувства свободы и ярко выраженного индивидуализма. Одним словом, жил я с мамулей, бабушкой, дедом, с многочисленными сёстрами и братьями нашей дружной Каштановской семьи.
— В вашем роду уже были музыканты? Кто привил вам любовь к музыке?
— Моё детство проходило в основном в Каменске, среди родных и близких мне людей. Я рос в окружении любви и внимания. Конечно, в то время я даже и не помышлял становиться музыкантом. Но вот мамуля моя, каким-то внутренним чутьём решила отдать меня в музыкальную школу. Что двигало ею? Я, конечно, сейчас затрудняюсь сказать. Но то, что у неё был тонкий художественный вкус — это неоспоримо. Учась в Каменск-Уральском техникуме, она очень увлеченно занималась бальными танцами. По окончании этого заведения, даже пыталась поступить (по рекомендации её педагога) в Пермское хореографическое училище. Мамуля очень любила музыку, особенно классическую. И, видимо, хотела, чтобы я стал музыкантом. Потом она мне не редко говаривала: «Андрей! Музыка — это твой хлеб!» Конечно, в те юные годы я не мог понять до конца эту фразу, но зато сейчас…
— А когда началась музыкальная школа?
— Когда мне исполнилось шесть, мы с мамулей уезжаем жить в Ясную Поляну, в село, недалеко от Тулы, где и сейчас находится дом-усадьба Льва Николаевича Толстого. Вот там я и пошёл в первый раз в первый класс. В поселке Щекино, рядом с Ясной Поляной была музыкальная школа. Туда я поступил годом позже, чтобы учиться игре на скрипке. После двух лет Яснополянской одиссеи мы с мамулей снова оказываемся в родном Каменске. Тут я продолжаю учёбу в музыкальной школе, что по улице Строителей.
— Тяжело было учиться?
— В памяти стоит один эпизод из моего детства. Отучившись с утра в общеобразовательной школе № 2 и наскоро пообедав дома, я должен был идти к трем часам в «музыкалку» на отчётный концерт по скрипке. В отглаженной белой рубашке, в бабочке, в отутюженных брючках со скрипкой в руках я выхожу из подъезда по Алюминиевой, 13. А на лавочке, напротив подъезда, сидит вся моя «закадычная братва» подростков, с которой я ещё час назад лазил по чердакам и подвалам. И вот сейчас я иду играть концерт Вивальди, а они — «гады», подстёбывая меня, орут: «Ну, что Каштан, пошел пиликать?»… Пошёл! И всё ещё иду! До сегодняшнего дня пытаюсь что-то петь, играть, что-то писать. Когда вижу отдыхающих, праздно гуляющих и радующихся своему ничегонеделанию людей, во мне всегда возникает чувство хорошей зависти. Могут ведь себе позволить просто сидеть, балдеть. У них после школы целый вечер: туда, сюда, куда угодно. А мне надо играть Вивальди, и по возможности хорошо.
— Помните своё самое первое серьёзное выступление на сцене? Какие были эмоции?
— Первое, самое мощное, впечатление от занятий скрипкой у меня произошло после игры с оркестром, когда мне было тринадцать лет. Это было незабываемо! На областном конкурсе скрипачей тем, кто попадал в фавориты, разрешалось играть одно произведение с симфоническим оркестром. Прекрасное здание, старинный барочный зал, чудесная аккустика — всё это неимоверно впечатляло своей какой-то праздничной приподнятостью и возвышанностью мою юную душу. Дирижёр. Сто музыкантов оркестра… И когда на репетиции, а потом и на концерте всё это зазвучало вокруг меня! Наверное, это воспоминание моего детства одно из самых ярких в моей памяти. Оно до сих пор возбуждает во мне желание творить, дает силы создавать музыку сейчас и, наверняка, останется со мною навсегда.
— Но скрипки вам стало мало и вы решили освоить ещё и гитару?
— Играя классические произведения, подспудно увлёкся рок и поп-музыкой. И, экономя на обедах, примерно лет в триннадцать, я покупаю у кого-то во дворе раздолбанную гитару.
И ВСЁ! С этого момента жизнь моя становится наконец-то понятной и простой. Я чувствовал уже тогда, что в первом брякнувшем аккорде обрёл самое главное — музыку в себе.
Узнав несколько аккордов у моих друзей по двору и научившись как-то и что-то извлекать из шести ржавых струн, я влюбился в само понятие — Гитара. Влюбился сразу и навсегда.
Позы поющих гитаристов, где-то какая-то услышанная песня на английском языке — всё это потянуло меня и накрыло с головой. Ну, конечно, в те времена купить, выменять, достать тусклую фотографию «Битлз» или ещё какой-нибудь западной рок-группы было величайшим счастьем для такого подростка, как я.
Чтобы овладеть всеми премудростями этого инструмента, я даже поступил в класс классической гитары. И, понятно, ваш покорный слуга, помимо классики пытался уже тогда играть что-то похожее на рок.
— Как окружение относилось к вашему увлечению?
— Однажды в музыкальной школе, зайдя в почему-то незакрытый класс так «не тихо» увлёкся своей импровизацией. Совершенно не слыша и не видя никого, распевал какой-то каламбур из английских фраз, рвал от души струны моей звенящей гитары. И не заметил в открывшейся двери кричащего педагога. Он требовал, чтобы я прекратил сейчас же это безобразие. Таких случаев было немало в начале моего пути. И даже моей мамуле нравились далеко не все мои музыкальные «экзерсисы».
— Куда отправились после музыкальной школы?
— Музыкальную школу я закончил сразу по двум аттестатам: по классу скрипки и гитары. А затем, 1980 году поступил в Свердловское музыкальное училище им. П.И.Чайковского на классическую гитару в класс Виталия Михайловича Деруна.
— Как прошли студенческие годы?
— Студенческие годы прошли не без Свердловского рок-клуба. Первые, написанные мною песни, первые выступления на студенческих концертах и вечеринках. Поиск стиля, поиск своего материала для будущих сольных альбомов и концертов.
— Когда был написан первый альбом?
— По окончании музыкального училища, в 1984 году, записал первый магнито-альбом под названием «Слушай — это ночью».
— А что было дальше? Насколько мне известно, вы писали музыку даже к спектаклям?
— Далее началось сотрудничество с поэтессой и руководителем театра-студии «Эльдорадо» — Людмилой Матис. Работал над музыкой к спектаклям «Овраг», «Паночка» и другими. Кстати, песни, написанные на стихи Людмилы Матис и поныне украшают мой концертный репертуар. Живя и работая в Каменске, я написал музыку к спектаклям «Кот в сапогах», «Дамы и гусары» для Каменск-Уральского театра драмы под управлением Ю.А. Кужелева.
— А когда же начались сольные концерты?
— К тому времени объём песенного материала позволил сделать несколько сольных концертных программ («Парижский салон Марго», «Вечерний дансинг», «Сердце и душа») для гастролей по Рязанской и Псковской областям.
— Какой музыкальный стиль преобладал в вашем музыкальном творчестве? Как появилась ваша рок-группа?
— С 1999 по 2001 помимо песен, написанных в стиле «электро-поп», появились композиции с явно выраженным рок-колоритом. Так, из четырёх музыкантов я создал рок-группу «Арторикс». Подача и драйв звучания «Арторикса» были по достоинству оценены на рок-лабораториях и фестивалях Свердловского рок-клуба. Затем пошли гастроли. Записи в студиях. Концерты. Конкурсы.
— А потом, на волне успеха, вы уехали из Каменска?
— Да, в 2008 году я переехал на постоянное место жительство в Краснодарский край. И в мою жизнь пришли новые люди, новые выступления и новые написанные песни. В Краснодаре записывался клип «Дежавю».
Но в 2010 году я вернулся с концертом в родной Каменск-Уральский, где записал интервью для городских телекомпаний.
— На вас повлияло творчество легендарного Александра Вертинского?
— В период с 2013 по 2015 я увлёкся творчеством Александра Вертинского. Изучение богатого наследия великого русского шансонье привело к записи альбома, а также созданию новой концертной программы «Влюблённый Пьеро», премьера которой состоялась 13 февраля 2016 года в Каменске.
— А чем вы занимались на Кубани?
— В 2018 году вновь Кубань, город Усть-Лабинск. Там началась моя преподавательская деятельность и выступления на различных бардовских фестивалях. На фестивале «Струны души», который проходил в 2019 году в Волгодонске, удостоен гран-при в номинации «исполнитель» за композицию Александра Вертинского — «В синем и далеком океане».
— Чем порадуете зрителя в этом году?
— А этот год посвящён у меня работе в студии над новыми песнями и ремастерингом первых альбомов.
30 января 2022 года состоялась премьера песни «Кофе в постель» и презентации клипа с этой песней на многих интернет-платформах.
Комментарии