Бездомные животные — наболевшая проблема, которую невозможно легко решить с помощью простых и быстрых мер. Как собаки, так и кошки оказываются на улице по причине безответственности их хозяина. Поэтому нужно не только работать с животными, но ещё и менять нашу культуру. А это не так уж и просто.
А подробнее об этой ситуации и о том, как эффективно бороться с проблемой одичавших питомцев читайте в интервью каменского волонтёра Анны Сальниковой.
— Для начала расскажите немного о себе и своём детстве. Уже тогда зарождался интерес к вашей нынешней деятельности?
— Почти всё детство провела у бабушки с дедушкой в деревне. Сколько себя помню, мне всегда было жалко всех животных. Постоянно подбирала бездомных собак и кошек. Особенно это происходило в деревнях, когда по осени дачники выбрасывали на трассе питомцев — кто просто так, а кто и в мешках из машин вышвыривал. И я, будучи ребёнком, постоянно забирала этих животных и приносила их к бабушке с дедушкой в дом. Благо, они мне никогда не отказывали. И мама тоже всегда меня поддерживала в том, что нужно помогать братьям нашим меньшим. В тот момент мы с мамой жили в квартире, но у нас было место, куда приводить подобранных зверят.
Раньше было всё сложно и плохо с ветеринарией, особенно в деревнях. В тот период моя тётя-медик приезжала ко мне и помогала лечить этих беспризорных животных. Она и уколы им ставила, и назначения различные расписывала. Так мы вместе с ней и лечили этих питомцев.
— Вы отправились учиться на ветеринара?
— Увы, моя мечта о том, чтобы стать ветеринаром, не сбылась. Кстати, я ведь, как человек природы, ещё и длительное время занималась растениями. Но в итоге отправилась учиться в полярно иную сферу — на политолога. (Смеётся — прим. ред.)
Потом был длительный, семилетний период, когда я совсем не занималась животными.
— Как вы вернулись в волонтёрство?
— Однажды я стала активно наблюдать за каменскими сообществами в соцсетях и обнаружила, что наши волонтёры, работающие с животными, к сожалению, не справляются. Вообще, раньше, до того, как я начала принимать участие в различных тематических интернет-группах и сообществах, я всё равно продолжала приносить домой животных. Приносила по одному или по двое в нашу с мужем семью и занималась с ними. У меня был такой принцип — взяла одного, сделала всё как нужно, затем пристроила, а только потом можно взять следующего. Это, кстати, наиболее эффективная модель любой передержки или приюта.
— Как возник ваш проект с животными?
— Волонтёрский проект возник в голове тогда, когда уже многие начали обращаться ко мне по поводу пристроя животных. Потому что не у всех получалось пристроить. Поскольку, к примеру, у некоторых питомцев проблемы со здоровьем, психикой или социализацией. Кошки — тоже специфические животные с массой своих хронических заболеваний. Поэтому их просто так кому-то не пристроить в первые попавшиеся руки, кому просто захотелось себе животное, понравившееся на фотографии. Да, очень часто люди отзываются о возможности принять кошку или собаку, но когда начинаю выяснять все нюансы, то люди, не всегда готовы осуществлять денежные вложения в такого четвероногого. Поэтому, я им отказываю.
— Помните самое первое бездомное животное, которое вы приютили?
— Первое бездомное животное я подобрала лет в семь. Это была овчарка Гретта, выброшенная на трассе между Екатеринбургом и Каменском в деревне Большие Брусяны. Беременная, в мешке. Помню, как мы, ещё будучи детьми, нашли её. Бесстрашные, ничего не боялись. И она как-то меня признала и полюбила, что даже никого к себе не подпускала, кроме меня. Мама отдала для неё гараж, где Гретта у нас ощенилась. Помню, как потом пристраивала щенков — ездила по всей деревне на велосипеде с малышами в рюкзаке, узнавала, кто может их забрать. Уже тогда подробно собеседовала потенциальных хозяев питомцев (как я и сейчас это делаю).
Пожалуй, именно с этого момента и началось моё волонтёрство.
— В чём заключается самая главная цель вашей деятельности?
— Самая главная цель — решить вопрос бездомья, которое находится на улицах города. Если у нас с бездомными собаками ещё как-то справляется отлов, то с кошками не делается ничего. Государство не финансирует эту отрасль, всё осуществляется только силами волонтёров. Благо, на данный момент мы делаем свой приют, будем автономной некоммерческой организацией. И самая главная задача — стерилизация. То есть, грубо говоря — зрить нужно в корень. Очень важно стерилизовать всё бездомное поголовье. Если посмотреть по статистике на этот год (на эту весну) — у нас очень много уличных котят, которые кошки вывели из подвалов. Все они с больными глазами. И мы все деньги тратим именно в этих котят. Поэтому совершенно нет времени, чтобы заниматься пристроем, поскольку ты практически весь день занимаешься уборкой у кошек, их лечением и постоянными поездками в ветеринарию. Плюс ко всему, к нам регулярно попадают экстренные животные в летний сезон. Это либо вылетевшие из окон, либо сбитые на дороге. И на них тоже требуется масса времени. Естественно, экстренных мы отправить никуда не можем, потому что у любого приюта запаса денег нет. Постоянно беспокоимся о том, как бы на корма собрать, да ещё и тратим массу своих личных средств.
— Принимаете участие в каких-либо тематических мероприятиях? Кто помогает со сбором корма?
— В тематических мероприятиях участвуем. Когда идёт учебный год, стараемся собрать какие-то корма в школах, детских садах и различных организациях. Иногда некоторые предприятия сами предлагают организовать нам сбор кормов. Но сбор кормов — дело, имеющее массу нюансов. Поскольку на передержках сидит много больных животных, которым необходимы специальные корма (они не продаются в обычных магазинах). Но, как правило, все пожертвования представлены масс-маркетом. Увы, на масс-маркет мы не можем посадить многих подопечных, потому что у большинства уже изначально буквально «убитые» ЖКТ.
— Вы работаете одна или у вас есть помощники?
— Вся передержка физически находится на мне самой. Но да, у меня есть и помощники: кто-то помогает информационно, кто-то финансово, а кто-то с транспортом.
— Как отдыхаете от работы? Как проводите досуг?
— По сути отдыха у меня нет. Я решила посвятить свою жизнь животным. Это моя главная цель.
— На ваш взгляд, в чём заключается главная составляющая успеха в этом деле?
— Самая главная составляющая успеха в этом деле — сострадание к животным. Да, понимаю, что многие, когда обращаются, давят на жалость. Я же говорю, что мне не жалко, я сострадаю, ведь прекрасно понимаю всю суть проблемы, которую необходимо решать. Они тоже живые, им тоже больно. И самое главное в этом деле — не переступить тонкую грань, когда человек начинает набирать очень много животных, из-за чего потом начинает несправляться. И вот тут происходит такое понятие, как «чёрная передержка».
— Что вы имеете в виду под понятием «чёрная передержка»?
— Увы, «чёрных передержек» у нас много. Не секрет, что все мы приходим в это дело с одной целью — помогать животным. Но потом, в один момент, у кого-нибудь начинается какой-то срыв и человек начинает заниматься накопительством животных. Отчего не успевает вовремя оказывать помощь всем. Не успевает должным образом провести лечение, обработку, стерилизацию и герметизацию.
— Самое главное правило для успешного пристроя животного.
— А самое главное — социализация и пиар. Прежде, чем пристроить животное, его нужно обязательно социализировать и пропиарить, чтобы питомцу нашлись действительно достойные руки.
— Если не секрет, поделитесь достижениями в работе.
— Если говорить о достижениях за ближайшие два года, то я пристроила более пятидесяти животных. Но отмечу, что от всех хозяев, приютивших беспризорников, я получаю обратную связь. Да, за два года это небольшое количество. Но главное в моём деле — не количество, а на качество. Я приготовила животное от и до для передачи в новый дом: вакцинировала, социализировала, пролечила. Сделала всё, для того, чтобы животное было абсолютно здорово. И если есть какие-то нюансы по его физическому или психологическому состоянию, то хозяин будет предупреждён. И вот тогда, в таких пристроях, процент возврата абсолютно минимальный. И это всё действует гораздо эффективнее работы огромных массовых приютов на двести-триста особей, где животные просто сидят, не получая полноценную заботу, ведь тяжёло справиться с таким огромным поголовьем.
— Что бы вы посоветовали всем тем, кто решился помочь бездомному животному?
— Когда поступают заявки с просьбой забрать найденное животное на массовую передержку — это самая большая боль. Если вы нашли животное и оно визуально здорово, оставьте его лучше у себя. Конечно волонтёры никогда не откажут в пристрое, если действительно животное вы нашли, а не пытаетесь избавиться от своего. Любая передержка и любой приют на каждое животное тратит огромную финансовую нагрузку. Вход четырёхногого в приют составляет около трёх тысяч рублей. Потому что его сразу же нужно обработать от глистов и блох, купить корма и вакцинировать. Плюс это животное отнимает клетко-место для того, кто действительно сейчас нуждается в экстренной помощи. Бывает так, что животное больное, на улице, его никто не подбирает и посадить его некуда, потому что мы завалены здоровым пристроем.
— Чем-нибудь ещё увлечены, кроме работы?
— Мои увлечения — собаки. Помимо того, что у меня более пятидесяти подопечных в приюте, у меня ещё есть и шесть своих личных собак. С ними я занимаюсь и ноузворком (спортом, в котором собака ищет по запаху различные предметы — прим. ред.), и каникроссом (дисциплиной ездового спорта, в которой собака тянет за собой бегущего спортсмена — прим. ред.), и ездовым спортом. С некоторыми мы даже ходим на выставки.
Я принципиально не занимаюсь племенной работой (системой мероприятий, направленных на улучшение наследственных качеств животных, повышение их породности и продуктивности — прим. ред.), потому что вижу это поголовье бездомья. А моя цель — чтобы, в первую очередь, разбирались все те, кто на улице.
— Если не секрет, поделитесь планами на будущее.
— Планы на будущее у нас грандиозные — регистрация автономной некоммерческой организации. Она будет предназначена только для животных. Создадим уже, наконец, полноценный и комфортабельный приют. Хочется, чтобы животные в нём себя чувствовали как дома. Не секрет, что в приюте обычно животным не хорошо и не плохо — им нормально. Но у нас есть и такие подопечные, про которых мы понимаем, что они остаются в приюте на доживание. И им нужны условия максимально приближенные к домашним.
— Где наши читатели смогут ближе познакомиться с вашей деятельностью? Как с вами связаться?
— У меня есть страница в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/paws_hause_ku
— У вас есть девиз по жизни?
— Девиз? Не причинять страданий собратьям нашим меньшим — наш первый долг перед ними. Но одного лишь этого недостаточно. У нас есть более высокая миссия — служить им всегда, когда бы им этого не потребовалось.
Комментарии
А то что пишут про 2018-2021 г. меня это абсолютно не волнует!!!
Моё мнение о ней, как о волонтёре, любящим и помагающим животным не измениться!