Поэзия Анастасии Хвостанцевой не раз публиковалась не только в местных сборниках и газетах, но и в иногородних изданиях. Несмотря на молодой возраст, у поэтессы за плечами огромный опыт участия в разнообразных литературных конкурсах. В своём интервью Анастасия рассказала нам о себе, о своем творческом пути, о вдохновении, о любимых поэтах, ну, и, конечно же о стихах.
- Анастасия, для начала расскажите немного о себе вне поэзии.
- Родилась в Каменске-Уральском и прожила в нём первые 13 лет. После мы всей семьёй уехали за границу, в Венгрию - это, конечно, невероятный опыт. Далее был подмосковный город Ступино, возвращение в родной Каменск, и, наконец, сейчас я уже прочно обосновалась в Екатеринбурге. Закончила институт по направлению «лингвистика» - ещё первый переезд зародил во мне страсть к изучению языков.
- Когда впервые проснулся интерес к поэзии? И почему именно к ней? Что послужило неким «толчком»?
- Мне кажется, практически у каждого были попытки писать стихи – в детстве, в юношеском ли возрасте. Самая первая попытка у меня случилась ещё лет в шесть, больше от скуки, когда я отдыхала у бабушки в деревне и нужно было как-то себя развлекать. Я писала стихи к своим детским рисункам, и это очень смешно – сейчас не могу представить, что мной тогда двигало. К рисунку бабы Яги есть такое, например:
«Ох, старая стала!
Как я жить устала!
И никто в меня не верит -
Говорят всё выдумка!
И Кощей меня покинет…
Но кот зато меня не кинет!
Черная шерстка, красный роток…
И, должно быть, острый белый зубок!
Был он таким…
Но теперь скрипнет дверь…
Всё. Нет кота уж у бабки, поверь.
Плакала бабка: «Ох, как я стара»
Плакала бабка…и…и померла.»
Вот такой трагизм. Дальше, более серьёзно, это случилось уже лет в 15, после второго переезда. Тогда было достаточно одиноко, и стихи стали своеобразной отдушиной. Мне было, что выразить, и я посчитала, что поэзия – наилучшее средство для этого. А после поняла, что не писать уже не могу, слова требовали выхода и складывались в стихи сами. По крайней мере, тогда так точно было.
- Вы занимались в каких-то литературных клубах или кружках?
- После первого «Рождественского поэтического конкурса» меня пригласили в каменский поэтический кружок «Белый Воробей», вели его Евгений Черников и Наталия Санникова. Я не могу сказать, что это очень сильно повлияло на мою поэтику, но точно повлияло на меня. Во многих аспектах. На конкурс я отправила рифмованные стихи, и когда я пришла в кружок и зачитала свои верлибры, Евгений изумлённо спросил – «А почему ты не отправила это?!». Мне тогда казалось, что то, что я пишу – это прямо-таки неформат, а тут я узнала, что есть единомышленники, и что людям это нравится. Тем более, очень ценно иметь своё сообщество единомышленников.
- У вас в роду уже были поэты или вы первая?
- Моя мама в юности тоже писала стихи – не знаю, передаётся ли талант по наследству, но мне нравится думать, что это пошло ещё от неё. Она тоже отправляла свои стихи на «Рождественский конкурс» и публиковалась в одном из сборников. Правда, перестала писать вскоре после моего рождения.
- Что вас вдохновляет на поэзию?
- Приготовьтесь, будет банально: жизнь. Я очень ярко всё воспринимаю, как окружающее, так и происходящее со мной, и буквально всё может стать источником мысли, с которой начнётся порыв написать очередной стих. Это был и фиолетовый цветок, случайно найденный за раковиной в институте, и порез руки о ветви шиповника, и разговоры с людьми и их мысли, и что-то личное, глубоко задевшее.
- Какие основные темы вы раскрываете в своих стихах? -Каков самый главный посыл вашего творчества?
- Если не юлить и говорит откровенно – это просто стихи о личном. О том, что меня беспокоит. Через стихи я пытаюсь рассказать о том, о чём не могу молчать, пускай в большинстве случаев и достаточно завуалировано. Я пишу их, как картины, пропуская через призму того, как вижу мир.
- Как бы вы охарактеризовали свой стиль в поэзии (жанр, направление)?
- Я пишу верлибры, белые стихи и стихи со сквозной рифмой. Если их правильно читать, то это похоже на песню.
- Как вы относитесь к критике вашего творчества? Кого вы считаете своим главным критиком, мнение которого для вас очень важно?
- Болезненно. Но знаю, что это нужно, и поэтому не отказываюсь от неё. Я редко отправляю свои стихи на целенаправленную критику, чаще всего просто даю почитать своим друзьям, которые следят за моим творчеством – они помогают выявить самые явные недочёты. Если же мне нужна непосредственно вычитка – я знаю, что всегда могу обратиться к Мише Корюкову, моему другу, коллеге по цеху и также выходцу из Каменска. Его мнению и поэтической чуйке я доверяю.
- Назовите любимых поэтов, которые являются для вас некими ориентирами (кумирами) в поэзии. Которые, возможно, даже повлияли на ваше творчество.
- Я бы не хотела делать ни из кого кумира. Что касается своеобразного ориентира, безусловно, это Наталия Санникова, моя наставница из «Белого воробья», её стихами я зачитываюсь и по сей день. Думаю, благодаря ней я стала более свободно обращаться к верлибрам. И давным-давно зачитываюсь и восхищаюсь Бродским, невероятностью его образов, тем, как он управлял языковыми средствами и мелодикой. Хоть и была волна тех, кто читал его поверхностно, превратив в «мейнстрим» - мне в принципе не нравится сам этот концепт. Разве это плохо, если автор такого качества становится популярным? Тот, кого заинтересует, вчитается уже серьёзнее. Но это если отходить от темы. И в своё время меня очень впечатлили стихи Гарсиа Лорки. Очень живые и яркие, наполненные метафорикой и глубинными переживаниями. Это как раз то, как мне хотелось выражать своё, и очень вдохновило.
- Участвуете ли вы в конкурсах и в каких? Поделитесь достижениями.
- Участвовала, скорее. В более юном возрасте достаточно часто посылала свои стихи на разные конкурсы – но сейчас, правда, уже сложно вспомнить, какие. Раньше регулярно участвовала в «Рождественском поэтическом конкурсе», например, даже брала места (первое – никогда). Ездила в Самару на поэтический турнир в 2015 году, где была возможность получить публикацию собственной книги, и прошла во второй тур.
- Что для вас поэтические конкурсы? Возможность заявить о себе, проверка своих сил, получение опыта… или что-то другое? На ваш взгляд, насколько важны и необходимы подобные конкурсы?
- В какой-то степени всё вышеперечисленное. И когда отправляешь стихи на конкурсы, неизбежно обращаешь внимание на стихи других участников, открываешь новые имена, много вычитываешь.
Для меня особенно ценным оказался конкурс в Самаре, где не было распределения по местам как такового, но можно было получить свою порцию критики, причём прямо в лицо. Очень отрезвляет и заставляет делать лучше.
Сейчас лично для меня формат конкурсов не очень актуален, у меня нет ни цели посоревноваться с другими, ни заявить о себе – мне хорошо просто от того факта, что я пишу. Но поэтические конкурсы – это важная ступень для начинающего поэта. Чтобы быть замеченным и оцененным, как это однажды произошло и со мной и дало мощный толчок к развитию.
Гораздо интереснее и плодотворнее для меня сейчас поэтические фестивали, где собирается поэтическое сообщество и происходит невероятный культурный обмен.
- Есть ли публикации вашего творчества и где?
- Публиковалась в сборниках «Лит-арт-строка» (2014, 2015), «Волшебная строка», «Замысел счастья». В газетах «Каменский рабочий», «Новый компас», «Истоки». В журналах «Здесь», «Мегалит», «Новая реальность», в альманахе «Чаша круговая», в антологии молодой поэзии Урала «Шепчутся и кричат», в 4 антологии современной уральской поэзии.
- Сколько времени у вас уходит на написание одного стихотворения? Как часто вы пишите?
- На написание – около полутора часов, дальше – редактура. Тексту нужно полежать, вызреть. Возвращаясь к нему через несколько дней, уже немного по-другому смотришь – как-то трезвее, рациональнее. Так от момента непосредственного написания до публикации обычно проходит 5-10 дней.
Сейчас комфортный интервал для меня – это примерно месяц-полтора, раньше было чаще. Но и писать я стала более вдумчиво, и редактировать дольше.
- Случаются ли творческие кризисы и как вы их преодолеваете?
- Случаются, конечно. В такие моменты очень страшно – мол, вдруг это был последний стих, который ты написал, вдруг эту твою способность обрубило? Но ничего, всё возвращается. Я не стараюсь из этого вылезти сама – раз произошло, значит нужно немного отдохнуть от стихов, набраться материала, мыслей. А потом неизменно случится толчок, который приведёт к написанию очередного текста.
- Чем вы увлекаетесь помимо поэзии?
- У меня достаточно много хобби. Я рисую (чаще всего – акварелью), играю на гитаре и укулеле, пою, занимаюсь вышиванием, иногда обрабатываю одежду в технике «тай-дай». По долгу образования (да и для собственного удовольствия, на самом деле) учу английский и немецкий языки.
- Следите ли вы за новыми именами в поэзии?
- Стараюсь. Чаще всего это происходит через паблики ВКонтакте – «Орден Кромешных Поэтов, полутона». Если кем-то особенно зачитываюсь, то нахожу автора.
- Как, на ваш взгляд, отличить настоящего поэта от графомана?
- Сложный вопрос. Это же в принципе достаточно субъективно, ярлыки эти… Когда много начитываешь, начинаешь воспринимать интуитивно, хороший текст или не очень. Или же даже откровенно плохой. Тут играет роль смысловая наполненность написанного, неклишированные идеи, рифмы и приёмы, интересные образы. Если всё это присутствует, то понимаешь, что перед тобой действительно заслуживающий внимания автор.
- Как вы оцениваете поэтическую жизнь Каменска?
- Мне нравится, что там происходит. Конкурсы организуются, юных творцов вытаскивают в свет на той же «Лит-арт-строке», старый костяк поэтов собирается на встречах городского литературного объединения, проводятся разные мероприятия и акции, даже поэтические слэмы были. Библиотека имени Пушкина делает много. Но самое важное – непосредственно люди. В Каменске удивительно много талантливых людей, одарённых в поэтическом плане в том числе. И всегда радостно узнать, что появилось новое имя.
- Где наши читатели могут подробнее познакомиться с вашим творчеством?
- Я веду паблик «ВКонтакте» со своими стихами «Poetica Nevi» - https://vk.com/poetica_nevi. Если я что-то пишу – первее всего это попадает туда.
- Если не секрет, поделитесь вашими творческими планами на будущее.
- Хотелось бы заняться публикацией своей собственной книги, конечно, но пока это откладывается. Всегда хочется делать лучше, качественнее, и кажется, что материала пока не хватает. Пока я не уверена, что заслужила отдельную книгу.
- Напоследок хотелось бы услышать парочку ваших стихотворений.
- Парочку так парочку. Только не редактируйте мне знаки препинания, пожалуйста – их отсутствие осознанно. Ритмика создаётся строками и их размером, этот стиль даже помогает их читать. В одном из конкурсных сборников мне щедро насыпали знаков препинания в предложенные тексты, общение с редакторами ни к чему ни привело, и было очень неприятно. Если честно, воспринималось, как надругательство. Просто делайте короткую паузу в конце каждой строки – и вы почувствуете мой распев.
ххх
внутри циркулирует холодный бензиновый воздух
проходит круг из лёгких наружу и возвращается
это становится индустриальной нормой
шарф, пропахший жжёной резиной
затягивает горло
пропускает ещё меньше кислорода
мой район – не самый лучший для жизни
тяжело мечтать в такой атмосфере
остаётся мириться и кашлять
я больше не вырастаю
с доставшимся мне маленьким телом
давно обжилась и свыклась
познаю его через подушечки пальцев
с интересом стороннего человека
ласково и нежно
будто конечности, похожие на поле боя -
не знак того, как прошла через внутреннюю войну
как внутренний бардак перекатывался во внешнее
как тревога растекалась едкой желчью
кормилась сомнениями
кожа – мой самый личный дневник
задушенный в горле всхлип –
откровеннейшая из исповедей
можно ли снова
смогу ли
не побояться рассказать, где у меня хрупко
выцарапать ногтями страхи
пожить наружу
нараспашку
на разрыв аорты
и до того, как окончательно
соприкоснусь хребтом с реальностью
успеть починиться
***
самый воскресный из всех летних месяцев
насквозь пропитан яблоками и солнцем, сухой травой
этот коктейль можно вспоминать бесконечно
и всё равно чувствовать, что не выпьешь до дна
яблочная косточка не ударится о зубы
влага не задержится у жаждущего рта
просишь ЕЩЁ
не заметишь, как растворится и кончится
это набор символов и образов,
ускользающих из уголка глаза:
терпкие вина, поцелуи и слова
воздушные семена цветов и волосы на ветру
перманентным маркером вывести постулат:
мы теперь - дети старше шестнадцати лет
вспоминающие, как быть по-настоящему
смеющиеся и задыхающиеся
прикладывающие ладони к щекам
себе (удивления ради)
другим (ради короткой нежности)
наконец-то живущие полной грудью
не занимайтесь спасением
дайте во всём этом утонуть
не заметить, как кончимся
Подробнее...