Я кошка, живущая пятую жизнь
Из девяти, что положено кошкам.
И я позволяю себе не спешить,
Ходить по своим по кошачьим дорожкам.
С легким прищуром на солнце смотреть,
А летнею ночью одна без опаски
Люблю под луною на крыше сидеть
И звездам-подружкам рассказывать сказки.
Эти строки – отрывок из стихотворения известной каменской поэтессы Ирины Борисовны Шляпниковой. Она пример того, как можно быть одновременно успешной женщиной, счастливой мамой, бабушкой и при этом создавать проникновенные стихотворения. За её плечами два собственных поэтических сборника, но поэтесса не гонится за всемирной популярностью.
Нам повезло взять у Ирины Борисовны интервью, чтобы узнать, как начинался ее творческий путь, что она думает о современной поэзии, как у поэта рождаются строчки и многое другое.
- Ирина Борисовна, для начала расскажите немного о себе, о вашей жизни вне поэзии.
- Я уроженка Каменска – Уральского. Родилась и живу на пос. Чкалова. Жизненные этапы, как, наверное, у многих: детский сад, школа, институт.
После окончания школы в 1975 году поступила в Шадринский государственный педагогический институт (ШГПИ) на факультет русского языка и литературы. По диплому я учитель, а по факту – воспитатель детского сада. Работала с дошколятами до 2012 года. Я ветеран педагогического труда и уже несколько лет нахожусь на пенсии. Семья: муж; дочь и сын, уже взрослые люди; внуки, в количестве трех.
- Когда готовилась к интервью, я узнала, что стихи вы пишете ещё со школьной скамьи. А помните своё самое первое стихотворение? О чём оно было? Что послужило неким «толчком», благодаря которому, вы начали писать стихи?
- Да, я начала писать стихи примерно с 5-го класса. Сначала это были четверостишия в стенгазетах: о двоечниках, о прогульщиках уроков, о нарушителях дисциплины...
Первый более серьезный опыт случился после того, как учитель истории Людмила Федоровна Беспалова рассказала о восстании Спартака. Да так рассказала, что я написала большое стихотворение об этом событии! Правда, мой Спартак очень сильно отличался от оригинала и больше походил на Чапаева... Это стихотворение было торжественно прочитано перед всем классом. Помню, ребятам пришелся по душе чапаевский имидж средневекового героя, а Людмила Федоровна не стала упрекать меня в том, что я так беспечно обошлась с прошлым. Эти стихи безвозвратно утеряны. А жаль... Я бы сейчас улыбнулась...
- Когда вы более серьёзно приобщились к поэзии?
- В институте. Именно там нас, мало что понимающих в тонкостях стихосложения, но непременно желающих писать студентов, объединил вокруг себя преподаватель древнерусской литературы, поэт, член Союза писателей Александр Михайлович Виноградов. Именно с его помощью мы пережили, как ветрянку, период графомании и получили возможность печатать свои стихи в факультетской газете «Филолог».
До сих пор я с благодарностью храню книгу стихов Александра Михайловича «Вешница» с пожеланием «найти свое песенное слово». Такое вот руководство к действию...
- Вы занимались в каких-то литературных клубах или кружках?
- Нет. Только в институте, когда, как я уже сказала, Александр Михайлович Виноградов взял меня под свое поэтическое крыло.
- У вас в роду уже были поэты или вы первая?
- Насколько я знаю, среди бабушек и дедушек пишущих людей не было. Мои родители также далеки от поэтического творчества. Дети... Может быть, и делали попытки писать, но мне это не известно. Получается, что я пока единственный человек в нашем роду, которому пришло в голову писать стихи. Но есть внуки... Поживем – увидим...
- Что вас вдохновляет на поэзию?
- Жизнь. Со всеми ее перипетиями, поворотами, перекрестками, событиями, погодами... Было бы вдохновение, тогда все можно опоэтизировать! И город одеть в белый фрак, и любому встречному прохожему придумать судьбу – и дай бог, ее не испортить! Пройти через золотые ворота детства и отпраздновать себя в не день рождения, и почувствовать себя сударыней, и поверить в то, что простой трамвайный билетик с совпавшими цифрами обязательно принесет счастье!
- Какие основные темы вы раскрываете в своих стихах? Каков самый главный посыл вашего творчества?
- Как-то на одной из встреч со школьниками мне был задан вопрос: «А вы какие стихи больше пишете: лирические или эпические?». Тогда я очень коротко ответила, что мои стихи – это сплошная лирика. Да, действительно, я не пишу ничего героического. Моя лирика по большей части философская. Добро и зло, правда и ложь, судьба и несудьба – вот далеко не полный перечень тем, которые волнуют и заставляют браться за перо. И, конечно же, стихи о любви... Их немало в моем творчестве. Я стараюсь не писать публицистических стихов. Однажды пришло понимание того, что темы на злобу дня должны находить отражение в других жанрах литературы. К тому же, всегда есть риск скатиться в конъюктуру, что было бы для меня большой творческой ошибкой. Поэтому, так называемые, вечные темы – это то, к чему тяготеет моя душа.
- Как вы относитесь к критике вашего творчества? Кого вы считаете своим главным критиком, мнение которого для вас очень важно?
- К критике отношусь положительно, если она конструктивная, если в ней есть объективный анализ, добрый совет, рекомендации по улучшению. Я, например, часто прислушиваюсь к мнению Веры Николаевны Бекетовой, бывшего преподавателя ШГПИ, куратора нашей группы, тонкого знатока поэзии. Благодаря ее конкретным советам и замечаниям, я сумела что -то изменить, от чего-то уйти, а к чему-то, напротив, приблизиться в своем творчестве.
Есть еще один человек, мнение которого мне часто необходимо. Это моя подруга Галя – Галина Анатольевна Соловьева, учитель русского языка и литературы. Мы дружим со студенческой скамьи, и нашей дружбе уже более сорока лет. У нее замечательный поэтический слух, она и сама пишущий человек. Именно ей я доверяю свои стихи, когда они еще «горяченькие», в надежде получить справедливую оценку.
Но есть критика, цель которой – морально уничтожить человека. Я столкнулась однажды с подобной критикой... На плохо вырванном тетрадном листе был сделан построчный разбор моих стихов с насмешливыми замечаниями и плохо скрываемым ехидством. Все указывало на то, что «критиковал» некий поэт, который трусливо подбросил мне эту якобы критику и предпочел остаться инкогнито. А я всегда думала, что поэты по определению не могут быть подлыми...
Критики не избежать. Другое дело, как к ней относиться. Я считаю, что конструктивную критику надо использовать во благо, а из негативной делать полезные выводы. Но главное – никогда не терять веру в себя!
- Назовите любимых поэтов, которые являются для вас некими ориентирами (кумирами) в поэзии. Которые, возможно даже повлияли на ваше творчество.
- Еще в институте я влюбилась в поэзию Ахматовой. Ее книги почти не привозили в книжные магазины, и в библиотеках они были нарасхват. Помню, как ходила в «читалку», и если мне удавалось заполучить заветный томик, я аккуратно переписывала стихи в блокнот. Эта любовь к творчеству Анны Андреевны не прошла до сих пор...
Кто-то из великих сказал: « Я не люблю людей, душа которых ум». Вот и я не люблю стихи, авторы которых лишь демонстрируют форму, пестуют породу, культивируют негативизм. В стихах должна быть душа. Люблю стихи многих поэтов Серебряного века, а также стихи Ю. Левитанского, Б. Ахмадулиной, М. Петровых, и др. В этом же ряду уважаемый мной Окуджава. С удовольствием читаю Евтушенко. Евтушенко – лирика, но не публициста... Надо, обязательно надо читать хорошие стихи, чтобы воспитать в себе эстетический вкус и чтобы обрести стойкий иммунитет против пошлости.
- Вы многократно принимали участие в городском «Рождественском поэтическом конкурсе». А помните свой самый первый конкурс? Как вы решились принять участие? Поделитесь впечатлениями.
- В моей творческой жизни был и пока остается только один конкурс – «Рождественский», и я много лет в нем участвую. Самый первый конкурс был объявлен в 1993 году. Никто не ожидал, что у нас в городе столько пишущих людей: было подано 200 заявок! Как писали газеты, на каждую тысячу жителей города приходится один поэт. Я тогда тоже робко подала заявку на участие. Удача улыбнулась, меня заметили. Я получила поощрительную премию из рук В.В. Якимова. Стихи были напечатаны в газетах, и это не могло не радовать! Надо сказать, атмосфера первого подведения итогов конкурса была особенной. Все участники, прошедшие во второй тур, были приглашены в кафе СКЦ. Были накрыты столики, играла живая музыка, все пребывали в радостном волнении и ожидании чудес. И все это случилось: и добрые слова, и награждения, и подарки, и чтение стихов... Помнится, я привезла домой большой сладкий подарок, и мои дети, тогда еще маленькие, обрадовались ему и сказали, чтобы я всегда писала стихи. Вот и пишу...
- Чем для вас являются поэтические конкурсы? Возможность заявить о себе, проверка своих сил, получение опыта… или что-то другое? На ваш взгляд, насколько важны и необходимы подобные конкурсы?
- Это и проверка сил, и получение опыта, и возможность заявить о себе... У меня нет членства ни в одном литературном объединении города, и участие в конкурсах – такой своеобразный выход в люди. Мне, конечно, небезразлично, как выглядит мое творчество на фоне творчества других поэтов, но, видит Бог, я никогда не испытывала болезненного желания во что бы то ни стало быть впереди планеты всей. Я убеждена, что в конкурсах надо обязательно участвовать. Чтобы не писать в стол, чтобы научиться спокойно воспринимать сравнение с другими; чтобы достойно преодолевать неудачи; чтобы понять, что случившаяся победа – не повод зазнаться, а наоборот, быть ответственным за свое поэтическое слово. Конкурс – это всегда рост: и творческий, и духовный...
- В 2013 году свет увидел ваш первый сборник «Босая душа». Насколько мне известно, он издавался в Шадринске? Почему именно там? Расскажите чуть подробнее, как вы решились издать книгу? С какими трудностями пришлось столкнуться в этом нелегком деле?
- Да, действительно, первый тираж сборника «Босая душа» был сделан в Шадринске. На тот момент я не знала, где можно отпечатать книги. Помогла Вера Николаевна Бекетова. Она предложила мне обратиться к Леониду Александровичу Молокову, который в то время работал в издательском доме. К слову сказать, Леонид Александрович – известный в Шадринске и далеко за его пределами бард. Он пишет хорошие песни и, обладая красивым голосом, замечательно их исполняет. Так вот, Леонид Александрович сделал мне первые книги. Поэтому на них и указан город Шадринск. Потом я заказывала еще три тиража этого сборника, но уже здесь, в Каменске.
- И, наверное, уже надоевший вам вопрос… почему сборник называется «Босая душа»?
- Я поняла одну важную вещь: легче написать книгу, чем дать ей название. Не нами сказано, как корабль назовешь, так он и поплывет. Вариантов было много. Но однажды, перечитывая свое стихотворение о детстве «Золотые ворота», я поняла, каким будет название книги.
Там, у ворот у золотых весна,
В высоком синем небе птичья стая
И детства удивленные глаза,
И вера в чудо, и ДУША БОСАЯ.
В этой метафоре я увидела глубинный смысл. «Душа, родом из детства... Искренняя, чистая, умеющая удивляться, радоваться и плакать. Ведь именно такая душа способна ощутить на дороге жизни все ее неровности, спуски и подъемы, суровую твердь правды и вязкость проблем, нежное прикосновение любви и уколы времени, боль от ошибок – и счастье от радостного (несмотря ни на что!) пути» - таково мое авторское послание людям, которые возьмут в руки книгу «Босая душа».
- Насколько мне известно, презентация вашего первого сборника прошла в Пушкинке. И прошла она грандиозно! Были даже исполнены песни на ваши стихи. Расскажите чуть подробнее. Поделитесь впечатлениями.
- Да, это случилось 13 октября 2013 года. Что называется, за кадром остались моменты, которые предшествовали этому событию. Уже готова книга, а я в полном раздрае: не знаю, на какой площадке ее представить. Не знаю людей, от которых могло бы зависеть проведение презентации. Помогла Лариса Владимировна Лугинина ,единственный человек из медийного мира, которого я знала. Она посоветовала мне обратиться в Пушкинку. Так я оказалась в надежных руках Сапоговой Ирины Николаевны и Вавиловой Ирины Леонидовны. Еще мне на помощь пришел Сергей Симанов. Пользуясь представленным случаем, я вновь хочу поблагодарить их всех за ту мощную поддержку, которую они мне тогда оказали!
На презентацию пришло много людей, гораздо больше, чем я могла себе представить: близкие, друзья, коллеги, знакомые, поэты... Приехала Вера Николаевна Бекетова – крестная мама моей книги... И это был праздник души! Я представила собравшимся литературно –музыкальную композицию. Прозвучало много стихов. Вера Николаевна не осталась в стороне и тоже прочитала несколько моих стихотворений. Выступили поэты из литературного клуба «Феникс». К большому сожалению, не смог приехать Леня Молоков. Но он передал две записи песен, которые сочинил на мои стихи и здорово их исполнил. Было много слов, пожеланий, цветов и подарков. Ко мне подходили люди, которых на тот момент я не знала, и благодарили за стихи. Зато сейчас со многими из них я общаюсь! К счастью, все, что произошло в пушкинском зале, запечатлел оператор ТК «Гонг».
- И вот, в декабре прошлого года выходит ваша вторая книга «Счастливый билет». Такое интересное и жизнеутверждающее название! Расскажите немного о ней.
- 2018 год был для меня юбилейным. Очень хотелось отметить круглую дату чем-то запоминающимся...и я выпустила новый сборник стихов, который назвала «Счастливый билет». Это моя поэтическая пятилетка, потому как стихи, вошедшие в сборник, написаны в период с 2013 по 2018 г.г. Они разные, но все об одном и том же: о счастье жить. Мы все однажды вытянули билет в жизнь, и он, несмотря ни на что – счастливый! В статье от автора я написала: «Счастливый билет – это «добро пожаловать в жизнь». И надо жить. Жить по совести, жить не жалуясь, жить любя, жить ради, жить вопреки, жить надеясь, жить веруя, и что бы не произошло вокруг и внутри – все к лучшему!»
9 декабря 2018 года в библиотеке им. Пушкина состоялась презентация сборника. Она прошла замечательно! На этот раз я была увереннее: расширился круг знакомств; я подружилась со многими поэтами – Окуловой Г.М., Никора Л., Барышниковой Т.А., Степиной Л. и др.; поучаствовала в различных мероприятиях; повстречалась с читателями библиотек; обрела некоторый опыт «иногородних» встреч. Так что, в зале пушкинской библиотеки я увидела много знакомых лиц, поэтому мероприятие можно с уверенностью назвать встречей друзей. Хочу поблагодарить всех, кто так или иначе помог мне в продвижении книги : Окулову И.А., депутата городской думы от пос. Чкалова и спонсора первого тиража; Тепикина Е.В., руководителя библиотечной системы города; работников библиотеки им. Пушкина Вавилову И.Л. и Артес Е.Л.; Ахмедулову Д. за статью в газете «Каменский рабочий». Отдельная благодарность коллективу библиотеки № 17 за фильм, посвященный моему творчеству.
- Сколько времени у вас уходит на написание одного стихотворения? Как часто вы пишите (периодичность)?
- Расхожая фраза «ни дня без строчки» - не про меня. Я пишу только тогда, когда все условия для этого – время, тишина, вдохновение – сойдутся в одной точке. Могу долго не писать, а иногда события могут сложиться таким образом, что напишу кряду 2-3 стихотворения. В этом деле нет никаких рецептов, все непредсказуемо и спонтанно. Но все-таки у меня есть одно правило, которое я всегда соблюдаю: написанное стихотворение обязательно должно «полежать». Я потом не раз к нему возвращаюсь, свежий взгляд помогает понять, что надо в нем изменить. Никогда не предлагаю людям «не полежавшие» стихи.
- Случаются ли творческие кризисы и как вы их преодолеваете?
- Случаются. В такое время важно смириться с бесстишием, отмолчаться... Заняться обычными делами. Все придет само собой. Я знаю...
- Чем вы увлекаетесь помимо поэзии?
- Вы думаете, что я сейчас буду говорить о возвышенном? Совсем нет. У женщин всегда хватает дел. Проза жизни порой отнимает творческую энергию, но я не ропщу. Ведение дома, общение с внуками – это большая часть моей жизни. Читаю книги, хотя меньше, чем хотелось бы... Если говорить о хобби, то их примерно два: я собираю коллекцию кошек, которая уже разрастается, и оклеиваю цветной липкой пленкой коробочки для друзей.
Надо сказать, что проза жизни и стихи мирно уживаются между собой. Я уговорила поэзию не огорчаться тому, что ей отводится не так много времени. И мне кажется, она меня понимает...
- Следите ли вы за новыми именами в поэзии?
- Пару лет назад я случайно открыла для себя Веру Кузьмину, и очень рада этому открытию! Мне интересно ее творчество: оно ярко, необычно, нестандартно, неприглаженно – оно настоящее. Тем и привлекает. Я желаю Вере Николаевне вдохновения и новых стихов.
- Как, на ваш взгляд, отличить настоящего поэта от графомана?
- Настоящие стихи всегда чувствуешь. В них все высоко, даже если просто. Настоящие стихи – это когда мурашки по коже и ощущение, что строчки написаны для тебя. Лично для тебя. Если говорить о графомании, то здесь все не так однозначно... Как-то одна знакомая принесла мне тетрадь и сказала: «Это мои стихи». То, что я прочитала, было сложно назвать стихами. И можно было бы отмахнуться от них, если бы не одно «но»: эта женщина умирала, стихи спасали ее от страха, безысходности и тоски. Они были ее лекарством... Да, есть люди, которые пишут и не претендуют ни на что, они просто выливают свои чувства на бумагу, и та терпит эти «нестихи», и помогает «непоэтам» выжить.
Сейчас очень много пишущих людей претендует на то, чтобы называться поэтами. Стоит заглянуть в интернет: там «поэтов» пруд пруди. К сожалению, графомания наступает, и настоящие поэты проигрывают графоманам в количестве написанного. Графоманы неугомонны, их не смущает ни отсутствие логического построения текста, ни приблизительность рифмы, ни ломкость строк, ни наличие словесного мусора – внутренний редактор отсутствует напрочь. К тому же, они совсем не уважают синтаксис... Но при всех этих несовершенствах они упрямо навязывают свои «произведения» везде и всюду. Самое удивительное в этой истории то, что графоманы находят лазейки, чтобы пробраться в солидные издания. У меня есть такие строчки: «В нас много всяких разных «почему?» Иной вопрос не сходится с ответом... Вот графомана гладят по челу и причисляют оного к поэтам.» Великий Лермонтов был прав: « Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.»
- Где наши читатели могут подробнее познакомиться с вашим творчеством?
- Мои книги есть в некоторых библиотеках города. Можно выйти на «Стихи.ру», там размещено около сорока стихотворений. Для тех, кто будет искать меня на этом сайте, хочу сказать, что я зарегистрирована как Ирина Борисовна Шляпникова.
Кроме того, я иногда выступаю в библиотеках города, и желающие всегда могут прийти на эти встречи. Ну и, конечно, в период «Рождественского» конкурса мои стихи, если им повезет, могут появиться на страницах городских газет.
- Если не секрет, поделитесь вашими творческими планами на будущее.
- Говорят, если хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах... Я ничего не загадываю наперед. Но это совсем не значит, что у меня нет никаких желаний. Конечно же, есть! Буду писать дальше. Не подвело бы здоровье и перо...
- Напоследок хотелось бы услышать парочку ваших стихотворений.
О, вы мне снились! То был яркий сон!
Я утром собрала его по крохам,
Но утерял свою волшебность он.
Жаль, сон и явь – две разные эпохи…
Все спуталось: и улица, и век,
И город, и дома – все старомодно.
И белыми стихами падал снег
Торжественно, красиво и свободно.
Мой сон был удивительно простым
И легким, как мечты мои девичьи.
Вы были неприлично молодым,
Я хороша была до неприличья!
Я подбирала шляпку и вуаль,
А вы слова достойные искали.
Сон завершила горькая деталь:
Мы в жизни не совпали. Не совпали…
***
Город в белый фрак одет,
Что зимою ладно скроен.
Он торжественно спокоен
И задумчив, как поэт.
Вьюги быстрая рука
Тонкой нитью белоснежья
Вышивает путь к надежде –
Завитком от завитка.
Мысли радостны, просты:
Лучший день еще не прожит!
Стали улицы похожи
На альбомные листы,
Где следами, как пером,
Все исписаны страницы.
Жаль, к весне не сохранится
Этот сказочный альбом.
В незатейливости строф –
Городской пейзаж неброский,
Эти зимние наброски
Белых улиц и дворов.
Город в белом фраке строг,
Так красив – не намолиться!
Я боюсь с дыханья сбиться
И не взять высокий слог
Отец
Я с годами часто думать стала:
Нужно делать все вовремя и в срок.
О тебе, отец, я знаю мало –
На одни стихи, на десяток строк.
Ты был молчалив и скуп на фразы,
Думал о своем и курил, курил…
Жаль, со мною дочерью, ни разу
О своей судьбе не поговорил.
Память что озноб – не отогреться:
Горестные дни, злые времена.
Ты вовек не смог забыть, как детство
Холодом стальным обожгла война.
На войну в пятнадцать лет сбежавший,
Чудом не сгорел ты в ее огне,
Порохом и куревом пропахший,
Маленький солдат на большой войне.
Ты пережитое со стараньем
Скрыть от глаз людских навсегда сумел
И меня не взял в воспоминанья,
Потому что сам помнить не хотел.
Своего молчанья не нарушил,
Рядом был со мной, но – всегда далек.
Ты ушел и не облегчил душу…
От чего, отец, ты меня берег?
Почему нас время не связало?
Я ищу ответ – и не нахожу.
Я тебя, отец, почти не знала…
Что я о тебе внукам расскажу?
Пятая жизнь
Я кошка, живущая пятую жизнь
Из девяти, что положено кошкам.
И я позволяю себе не спешить,
Ходить по своим по кошачьим дорожкам.
С легким прищуром на солнце смотреть,
А летнею ночью одна без опаски
Люблю под луною на крыше сидеть
И звездам-подружкам рассказывать сказки.
Меж прежней и нынешней мной – этажи.
Сегодня на зов я иду осторожно.
Я кошка, живущая пятую жизнь
Со мною бывает и просто, и сложно.
Я кошка-мурлыка, я кошка-каприз,
И все же мне, кошке, случается плакать:
Когда я срываюсь и падаю вниз,
То не всегда приземляюсь на лапы.
Не все в этом мире идет от любви.
Но кошки живучи, как это ни странно,
И за четыре жизни свои
Я научилась зализывать раны,
Прочь уходить от коварства и лжи,
Но возвращаться к родному порожку.
Я кошка, живущая пятую жизнь
Из девяти, что положено кошкам.
Фото: Андрея Кадочникова и из личного архива Ирины Шляпниковой.
Подробнее...