Существует стереотип, что керамика — это исключительно горшки и блюда. На самом деле это совсем не так! В умелых руках обыкновенная глина превращается в оригинальные панно и посуду, изящные вазы и скульптуры, фонтаны, украшения и многое другое!
Керамика - это увлечение, которое стало главным и любимым делом в жизни Ольги Косинцевой. А более подробно об этом древнем ремесле и о планах развития гончарной мастерской в Каменске Ольга рассказала нам в интервью.
- Ольга, когда вы впервые открыли для себя волшебный мир керамики?
- Сколько себя помню, руки всегда любили что-то делать: занималась дизайном, фото, шила, вязала... Даже ремонт могу сама сделать, и дверь установить! Однажды, находясь в поездке в городе Казань, я зашла в сувенирную лавку, увидела посуду и интерьерные поделки из керамики. Тогда я сказала себе, что очень хочу сама такое делать. Не купить, а именно сделать!
- Какими были ваши первые шаги в освоении гончарного ремесла?
- Сначала решила просто попробовать - понравится мне это дело или нет. К сожалению, в Каменске не нашла учителя, который бы показал как работать с керамикой, поэтому я поехала на мастер-класс в Екатеринбург. А когда в моих руках из комка глины получилась кружка, я поняла — это моя любовь!
- Как здорово! А расскажите чуть подробнее о вашем образовании в этом ремесле.
- Нашла мастер-класс подешевле, купила абонемент и некоторое количество выходных ездила в Екатеринбург. А летом 2019 года на несколько дней ездила в легендарную гончарную мастерскую Масликовых, что находится в уральской деревне Нижние Таволги. Потом в Екатеринбург приезжал знаменитый гончар Женя Покидаев, у которого я проходила очередной мастер-класс. После было ещё несколько мастер-классов (всё уже и не припомню).
- Помните первое керамическое изделие, которое вы создали собственными руками?
- Моя первое изделие было выполнено из глины, которую я сама же и накопала, а затем промыла и подготовила для работы. В итоге, вышел забавный котик-копилка. После обжига он получился цвета красного кирпича, а когда его гладишь по шершавой поверхности, он словно мурчит.
- Если не секрет, приоткройте немного дверь в мир гончарного ремесла. Поделитесь особенностями этого дела.
- Особенность заключается в том, что необходимо знать свойства глины: одна подойдет для посуды, другая лучше для декора. Важны температура обжига, а также правильно подобранная глазурь и ангоб. (Ангоб - тонкий слой сырой белой или цветной глины, который наносят на поверхность керамического изделия до его обжига - прим. ред.)
Из глины можно сделать практически всё: от утилитарного изделия до шедеврального произведения искусства!
- Расскажите об основных трудностях гончарного ремесла.
- Глина - не лёгкий материал: я пока ещё не кручу 5 кг на гончарном круге, но чтобы отцентровать даже 1,5 кг - нужна большая сила!
А ещё, керамика учит разочаровываться: скрутишь горшок, а он по донышку трещинку пустит, слепишь красоту необыкновенную, а в стеночке воздух останется и разорвет изделие, или глазурь не подойдет, либо отскочит, либо цек даст. Чтобы изделиями можно было пользоваться, нужно обжечь от 950 градусов и выше, а для этого необходима специальная муфельная печь, однако её стоимость не маленькая. Вообще, оборудование в этом ремесле не из дешёвых.
- Случались в работе какие-либо казусы или сумасшедшие истории?
- При покупке первой муфельной печи нарвалась на мошенников: взрывались практически все изделия при обжиге. А однажды сделала большое красивое блюдо, но оно даже в печь не поместилось.
- Эх, досадно. Ольга, а в чём плюсы вашего ремесла? За что вы особенно любите это дело?
- В процессе работы с глиной, словно погружаешься в медитацию: уходят прочь заботы, проблемы, отдыхаешь душой. А когда видишь, что сотворил своими руками изделие, из которого можно есть, пить, повесить на стену, или даже посвистеть в него (керамическую свистульку имею в виду) — это необъяснимое чувство ТВОРЦА!
- Вы работаете одна или у вас есть помощники?
- У меня сейчас появился большой ДРУГ и единомышленник Кирилл Веденев - хозяин Угорского Поселья. Поселье - чудесное место, желающим можно прийти туда, чтобы записаться на мастер-класс и погончарить.
- Какое количество времени уходит на создание одного керамического изделия?
- Керамика - дело не быстрое. На создание одного изделия уходит от четырёх дней до двух недель.
- Где ловите вдохновение?
- У других керамистов, в природе, на выставке, замечаю вокруг что-нибудь необычное и это ложится в идею изделия.
- На ваш взгляд, какие главные составляющие успеха в гончарного ремесле, без которых невозможно стать первоклассным мастером? Какими особыми талантами должен обладать хороший мастер?
- Терпение и практика! Без ежедневной практики, особенно на первых этапах, сложно стать мастером. А терпение важно, потому что надо уметь ждать: когда подсохнет изделие, когда пройдет обжиг, повторить снова, если не получилось. Безусловно необходимо читать и специальную литературу, смотреть тематические видео-ролики. Знания очень важны.
- Если не секрет, поделитесь своими творческими планами
- В будущем хочу съездить на крутой гончарный слёт, развивать гончарную мастерскую в Угорском Поселье, совершенствовать своё мастерство дальше и делиться своими знаниями с другими.
- Где наши читатели смогут полюбоваться вашими изделиями? Как с вами связаться, чтобы попасть на мастер-класс?
- Можно прийти в гости в Угорское Поселье, а также заглянуть в социальные сети: "ВКонтакте" https://vk.com/olgakosintseva и "Instagram" @ovirakos.
Подробнее...