Вчера, 17 декабря, Синарский районный суд вынес приговор 57-летнему врачу-хирургу городской больницы, обвиняемому по ч. 2 ст. 290 УК РФ (получение взятки в значительном размере), который слезно попросил журналиста не называть его фамилию. Репортаж из зала суда - нашего корреспондента.
- Вы русским языком владеете? В переводчике не нуждаетесь? - уточняет судья у подсудимого, говорящего с восточным акцентом.
- Нет, - отвечает мужчина. Мол, русским владеет свободно, уже 11 лет живет в Каменске-Уральском, куда приехал из бывшей союзной республики, и все это время трудится врачом-хирургом в поликлинике по ул. Добролюбова. Последние 5 лет совмещает эту работу с врачебной деятельностью в составе призывной военно-врачебной комиссии.
- Приказом Военного комиссариата Свердловской области... включен в состав постоянно действующей военно-врачебной комиссии... Наделен специальным полномочием о вынесении категории годности призывника к военной службе. То есть является должностным лицом... - оглашает обвинительное заключение прокурор Карпова.
Выявить преступление, согласно обвинению, помог молодой неравнодушный призывник К., который в июле этого года узнал от своего знакомого, что хирург призывной комиссии незаконно за взятки вносит в медицинские документы заведомо ложные сведения о негодности призывников к военной службе. "Занимая активную гражданскую позицию" и желая проверить правдивость слухов, К. сам обратился к этому хирургу "с вопросом о возможности получения в нарушение установленного законом порядка... документов, содержащих сведения о его негодности к прохождению военной службы и призыву в ряды Вооруженных Сил РФ". Это было 31 июля.
Врач-хирург осмотрел К. и визуально установил ему диагноз "плоскостопие": по закону на основании этого диагноза может быть установлена категория "В" - ограниченно годен к военной службе. "Осознавая, что его действия по установлению диагноза К. и постановке категории годности "В" входят в его служебные полномочия, осознавая законность своего решения, дал К. согласие на получение взятки в размере 100 тысяч рублей..." (из обвинительного заключения).
Врач и "взяткодатель" договорились, что 100-тысячное вознаграждение будет передано двумя равными частями. Первая часть - через 2 дня.
Провернув антикоррупционную операцию, К. обратился в отдел ФСБ. Оперативники выдали молодому человеку муляж денег 40 тысяч рублей (остальные 10 тысяч принадлежали К.). С этими полуденежками К. пришел 2 августа в поликлинику по ул. Добролюбова, где в кабине лифта (в целях конспирации) передал хирургу вознаграждение. Тут же в кабинете на 4-м этаже и задержали врача-взяточника сотрудники ФСБ.
"Получение должностным лицом лично взятки в виде денег за совершение действий в пользу взяткодателя, если указанные действия входят в служебные полномочия должностного лица, в значительном размере" - так квалифицируется содеянное врачом-хирургом. Наказание по ч.2 ст. 290 УК РФ варьируется от 200-тысячного штрафа до 6 лет лишения свободы, плюс запрет на определенные должности или деятельность.
Но в нашем случае подсудимый имеет фору при назначении наказания, ведь он полностью признал вину и заявил ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке. Это ускоренное судебное разбирательство (в частности, без допроса свидетелей), по итогам которого нельзя назначить наказание, превышающее двух третей максимальной санкции по статье. То есть в нашем случае врача могут приговорить максимум к 4 годам лишения свободы. По сути, вопрос о наказании - главный, который решает сегодня суд.
- Какие выводы вы сделали с учетом всей этой ситуации? - спрашивает подсудимого прокурор.
- Если честно сказать... Мне 57 лет, я в этом году запутался по семейным делам, по работе, устал. И в этот момент такая ситуация... Я сам не понимаю, почему я так поступил. Я мусульманин, у нас такой грех - нельзя. Нельзя эту красную черту переступить. Если второй раз переступишь - уже всё... Такое больше никогда не повторится. Я очень сильно раскаиваюсь. Ночами не сплю, просыпаюсь... Зачем я такую глупость сделал?
По ходатайству адвоката суд зачитывает характеристики подсудимого. И городская больница, и военкомат отзываются о враче-хирурге замечательно: грамотный, ответственный, доброжелательный, коммуникативный, добропорядочный, аккуратный в ведении документации... Да, оступился, но врачебное руководство просит суд не лишать свободы и права заниматься врачебной деятельностью. К тому же в настоящий момент в городской больнице не хватает... 10 врачей-хирургов.
На иждивении подсудимого находятся неработающая жена и двое детей-студентов, обучающихся в вузах по очной форме.
- Штраф вы сможете заплатить, если суд вам назначит такое наказание? Штрафы очень большие по этой статье... - спрашивает подсудимого прокурор.
- Если сделал такую глупость, надо ответить. Я в трех местах работаю: ну, нет врачей. В военкомате, в поликлинике хирургом, в травмпункте почти через день дежурю. Буду работать.
- Какой у вас ежемесячный доход?
- В среднем доход 65-70 тысяч рублей. Если скажете - еще буду работать.
- Штрафы по этой статье - от 200 тысяч до полутора миллионов, - уточняет судья.
- Ну, пожалейте хоть немножко. Буду платить. Найду источники, - просит подсудимый.
Полчаса судебного следствия - и суд переходит к прениям сторон. Адвокат в виду исключительных обстоятельств (полное признания вины, раскаяния, содействия следствию) просит суд назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи. Прокурор запрашивает штраф 250 тысяч рублей с лишением права занимать врачебные должности в военно-врачебных комиссиях военных комиссариатов сроком на 2 года.
И вот уже подсудимый говорит последнее слово:
- За 57 лет я первый раз нахожусь в такой ситуации, полностью признаю свою вину, сильно раскаиваюсь в содеянном мною и даю слово, что больше глупости такой не повторится. И буду работать честно, как прежде... Учитывая мое семейное положение, прошу не лишить меня свободы и заниматься врачеванием, чтобы я мог содержать своих детей. Я своих детей очень люблю. Пока они не закончат учебу, замуж мы не можем их отдавать...
Заканчивает врач последнее слово не то хитро, не то простодушно:
- Когда мне дали повестку, там фамилия Серебрякова - мне сказали, что эта судья такая строгая, но очень объективная. Я очень на это полагаюсь.
...Перед оглашением приговора в коридоре суда ко мне подошел подсудимый с горячей просьбой не называть его фамилию. Я, конечно, такой гарантии дать не могла, да и не хотела бы. Думаю: вот ведь какой - взятку брать не слабо, а огласки боится. Спрашиваю его, в свою очередь: мол, говорите, что один раз такую глупость совершили, а, со слов молодого человека в обвинении, слухи-то про вас уже ходили... И врач-хирург мне объясняет: мол, слухи ходили не о взятках, а просто о том, что я людям помогаю. Разные бывают случаи: например, сильный сколиоз у призывника, а на снимке этого не видно. Можно заключить, что годен, а можно снова направить на рентген, который должен быть сделан по всем правилам... И подсудимый привел еще ряд примеров возможной помощи. Среди них есть и случаи "наоборот": когда парни горят желанием служить в арии, но какая-то сущая мелочь в данный момент мешает и нужно устранить ее как можно быстрее...
Мы бы еще поговорили с врачом, но всех пригласили в зал суда для оглашения приговора.
Признать виновным по ч. 2 ст. 290 УК РФ, назначить штраф 200 тысяч рублей с лишением права занимать врачебные должности в военно-врачебных комиссиях военных комиссариатов сроком на 2 года. Такой вердикт выносит судья Татьяна Серебрякова. И разъясняет подсудимому, что штраф нужно уплатить в течение 60 дней со дня вступления приговора в законную силу, а если нет такой возможности - ходатайствовать об отсрочке или рассрочке и пр.
- Спасибо вам всем большое, - говорит врач-подсудимый.
Суд окончен. Но у автора (да и у читателей, возможно, тоже) остаются вопросы, связанные с загадочным борцом с коррупцией гражданином К. (его фамилию мы тоже пока не называем). С большой долей вероятности, уважаемый К., вы прочтёте этот материал - отзовитесь, пожалуйста! (почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.).
P.S. А фамилию врача я все-таки решила не называть...
Комментарии