1
+1

ph03

«В искусстве техника мозаики очень дорогая, стоимость золотой смальты доходит до нескольких сот тысяч. Но мозаика — одна из самых долговечных техник. Поэтому её заказчик должен помнить, что он помогает создать произведение, которое будет радовать глаз зрителя несколько столетий или тысячелетий, и может стать культурным артефактом, рассказывающим о нашей цивилизации,» — поделилась с нами художница Марина Косенкова.

Марина родилась в Каменске и двадцать четыре года посвятила себя работе в творческой мастерской мозаики и живописи. А подробнее — читайте в нашем интервью.

— Для начала расскажите о себе и своём детстве.

— Детство моё прошло в Каменске-Уральском. Этот город я считаю своей малой родиной. Мама всю жизнь проработала на железной дороге, а папа был учителем труда в школе № 51, в которой училась и я. Воспитывали меня дедушки и бабушки, на их долю выпала Великая Отечественная война, поэтому любовь к своей Родине они привили всем своим внукам, в том числе и мне.

— Когда у вас впервые появилась склонность к рисованию?

— Склонность к рисованию в детстве есть практически у всех детей, просто одни родители не мешают развиваться ребёнку в этом направлении, а другие не дают марать краской руки, стены, пол, одежду. Мне по середине комнаты клали большой лист бумаги, скорее всего, это были обои, и я на нём рисовала. Детские желания всегда были связаны с хорошими художественными материалами: от цветных фломастеров до профессиональных наборов масляных или акварельных красок.

— Вы уже с ранних лет поняли, что хотите связать свою жизнь с этим видом искусства?

— Да, будущая профессия, в моём представлении, должна была быть обязательно связана с изобразительным искусством и преподаванием. В советское время многие люди выбирали профессию не по величине зарплаты, а по своей склонности к какому-либо виду деятельности.

— Как вы стали развивать свой художественный талант? Где обучались?

— Азы изобразительной грамоты я получила в Детской художественной школе № 1. А после окончания восьми классов поехала поступать в Свердловское художественное училище имени И. Д. Шадра. Это альма-матер многих выдающихся художников. Поступила туда только со второго раза. Огромное желание научиться академическому рисованию было практически у всех студентов училища. Это коллективное стремление заставляло работать каждого по двеннадцать и более часов в сутки, что, безусловно, приносило свои плоды.

— А куда отправились после окончания училища? Помните свою первую работу?

— После окончания училища, в девяностые годы, ты оставался один на один с собой. Начинались поиски работы. Система распределения кончилась, а новая информационная система о вакансиях ещё не была создана. Я смогла устроиться лишь секретарём в детской художественной школе, где проработала три дня. После ссоры с директором в слезах вышла на улицу и столкнулась с Н. Д. Кузнецовой — преподавателем Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Эта встреча определила мою судьбу на многое годы. Я не только окончила это учебное заведение по специальности «Монументально-декоративное искусство», но и осталась преподавать на родной кафедре.

— Получается, что счастливый случай определил вашу судьбу.

— Да. А второй счастливый случай, который мне помог реализоваться как художнику — это знакомство с Иваном Ивановичем Булаковым. Будучи студенткой второго курса академии, я попала в его творческую мастерскую мозаики и живописи «Классика».

— Расскажите о работе в этой творческой мастерской.

— Вначале участвовала в исполнении монументальных работ, а затем и в разработке картонов и даже некоторых элементов в эскизах. Крупные монументальные работы чаще всего выполняются коллективно. И, если ты художник — автор или соавтор произведения, то ты отвечаешь не только за качество своей работы, но и за работу других.

— Поделитесь достижениями в работе.

— За двадцать четыре года Мастерской мозаики и живописи «Классика» были выполнены множество монументальных работ: мозаичное убранство фасадов храмового комплекса в честь преподобного Сергия Радонежского города Югорска, мозаичное убранство фасадов церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы посёлка Хотьково, Калужской области, мозаичные иконы Спаса Нерукотворного, Богоматери Знамения, Небесных сил для Святых врат Тобольского Кремля, мозаичное убранство фасадов храма в честь иконы Божией Матери Казанской посёлка Краснообск, Новосибирской области, мозаичные ростовые иконы Святых Нестора Летописца, Иоанна Златоуста, Равноапостольных Кирилла и Мефодия для Абалакского Знаменского мужского монастыря, а также роспись крестильни в храмовом комплексе в честь преподобного Сергия Радонежского города Югорска и иконостас в сорок икон.

— Зачастую, многие художники задаются вопросом о том, как монетизировать своё творчество? Что бы вы им посоветовали?

— Я — преподаватель. Художественного творчества — моя приятная и дорогостоящая привычка. К сожалению, заработать кусок с маслом и икрой, создавая высокое искусство, в век его коммерциализации, практически невозможно. Для большинства заказчиков важна дешёвая стоимость работы, а не её художественные качества. Тем более, многие люди не получают эстетического удовольствия от созерцания произведения искусства, их оценка, в лучшем случае, сводится к степени схожести с натурным мотивом, либо к техническим и технологическим качествам исполнения. Люди не могут платить за то, что они не понимают.

— А как называется техника, в которой вы работаете?

— Техника мозаики очень дорогая, стоимость золотой смальты доходит до нескольких сот тысяч. Но мозаика — одна из самых долговечных техник. Поэтому заказчик должен помнить, что он помогает создать произведение, которое будет радовать глаз зрителя несколько столетий или тысячелетий, и может стать культурным артефактом, рассказывающим о нашей цивилизации.

— Доводилось сталкиваться со сложными и особо капризными заказчиками?

— Заказчики, с которыми работала мастерская, заранее знали о художественном уровне выполнения работ и представляли их стоимость. «Капризных» заказчиков никогда не было. Да, могли попросить что-то изменить в эскизе — это рабочий процесс. После утверждения эскиза заказчик видел работу только после того, как она будет готова. Главный художник мастерской И. И. Бурлаков считает, что каждая последующая работа должна быть лучше предыдущей. Поэтому заказчик всегда получал гораздо больше, чем ожидал.

— Вы чем-нибудь ещё увлечены, кроме этой работы?

— В перерывах между мозаичными работами, тяга к творчеству выливается в создание графических листов, живописных этюдов на пленэре и декоративных панно в технике лоскутного шитья. Вокруг нас так много красоты — в творениях природы и человека, которую и хочется донести до зрителя.

— Что бы вы посоветовали начинающим художникам? Какими качествами и талантами необходимо обладать, чтобы стать первоклассным мастером своего дела?

— Самое важное для человека, выбравшего путь художника — это самообразование. Оно должно быть постоянным, непрерывным и разносторонним. Трудоспособность и самоорганизация играет не меньшую роль в творчестве. Задумать и исполнить работу требует большого напряжения, умственной и физической концентрации. Наверное, это требует каждая профессия, но для настоящего художника, как и для врача, нужен ещё и дар, а это большая редкость.

Если вы стали свидетелем какого-то события, присылайте новость с фото или видео на почту информационной службы info@k-ur.ru , в наши группы ВКонтакте и Одноклассники и вашу новость увидит весь Каменск-Уральский и Свердловская область.

Последние комментарии