В годы войны КУЛЗ выпускал колеса для «Пешки», «Уточки», «Летучей мыши»… Именно такую продукцию − колеса для боевых и военно-транспортных самолетов – изготавливал Каменск-Уральский литейный завод в годы Великой Отечественной войны. Он произвел более 106 тысяч штук этих сложных в выполнении комплектующих воздушной техники.
В это время он именовался заводом № 286, адрес которого звучал так: г. Каменск-Уральский Челябинской области, почтовый ящик № 30.
12 марта 1942 года - этот день сегодня считается днем рождения завода - появились на свет его первые изделия: детали (барабан и реборда) колеса военно-транспортного самолета Ли-2 (на фото) - «воздушной лошадки».
Оборудование хуже некуда
Весной 1942 г. на КУЛЗе числилось 337 единиц оборудования, эвакуированного из Балашихинского предприятия, выпускавшего авиационные колеса. Уточним, механическое производство этого подмосковного завода было эвакуировано также в Нижний Тагил на территорию Уралвагонзавода, а после войны вместе с работниками прибыло в Каменск, литейное производство (за небольшим исключением) - в Казань, Куйбышев и Уфу.
Большая часть техники, доставшейся КУЛЗу, находилась в плачевном состоянии.
От сантиметров до метров
И все же вопреки всему КУЛЗ встал на ноги и наладил выпуск продукции. За 1942 год он выпустил почти 21 тысячу колес разных габаритов для десятка марок самолетов. Поражает многообразие типов изделий диаметром от 15 см до более 1,5 метра (забегая вперед, скажем, что в 1943 г. кулзовцы изготовили небольшую партию двухметровых колес).
В технико-экономических показателях за этот год (и последующие) указано более 20 разных габаритов колес, например, 1325 мм (в диаметре) на 485 мм (в высоту), 1660х585 мм, 470х210 мм, 255х110 мм и т.п.
Кроме комплектующих для Ли-2, завод изготавливал колеса для пикирующего бомбардировщика Пе-2, получившего прозвище «Пешка» и тяжелого бомбардировщика Пе-8; знаменитого дальнего бомбардировщика Ил-4, без которого не обходилась ни одна крупная военная операция; бомбардировщика-торпедоносца Ил-6; дальнего бомбардировщика Ер-2 - моноплана с крылом типа «обратная чайка», фронтового бомбардировщика Ту-2, который в кодификации НАТО называется «Летучей мышью» - Bat; многоцелевого биплана У-2 – легендарной «Уточки».
Удивительно, как при таком разнообразии продукции совершенно разных размеров, требующей предельной точности, на старом непрофильном оборудовании в неприспособленных холодных помещениях можно было выпускать столь ответственную продукцию! И не просто выпускать, а по некоторым позициям перевыполнять план. Например, за 1942 год для Ту-2 было сделано на 40 колес больше нормы (изделия крупные: 1100х400 мм), к Пе-2 и Ил-4 – на 264 колеса, к Ли-2, Ил-6 – на 284, к У-2 – на 460. При этом для изготления одного двухтормозного колеса к Ту-2 в соответствии с нормативом необходимо 28 суток, кулзовцы справлялись за 19, для двухтормозного колеса к Ли-2 (1200х450 мм) вместо 20 суток укладывались в 14. Изделия меньших размеров требовали 4-5 суток, а некоторые – хвостовые колеса – нескольких часов. Все зависело от размеров и сложности изделия.
Кроме этого был налажен выпуск агрегатов управления для самолетов (за 1942 год их изготовили около 400 шт.), а также – мотоободов для мотоцикла М-72, используемых в армии (без малого 23 000 шт.). В 1945 году кулзовцы начали делать к этому мотоциклу и колеса, произведя 374 тормозных и нетормозных изделия для необходимого армии легкого мобильного транспортного средства.
Помимо этого завод успевал выпускать и другую продукцию – бытового назначения: алюминиевые кастрюли, мясорубки, колодки и носки для валенок.
В том же труднейшем 1942, году кроме производственных задач завод решал и социальные вопросы. Строил жилье: дома и бараки, детский сад, обучал кадры, поощрял рационализаторов.
Языком хроники
1943 год. Технологи и конструкторы совместно с главным конструктором работали над модернизацией авиаколес на машины Ил-4, Пе-8, Ер-2, Ил-6, Ту-2. Проблем много. Сказывался недостаток комплектующих, материалов и инструментов. В литейном цехе не хватало стальных тиглей, в производстве резинотехнических изделий случались перебои с материалом, в дефиците - стальные «рубашки» для тормозов, подшипники для сборки авиаколес. Все это происходило на фоне отстрой нехватки электроэнергии.
1944 год. Завода выполнил и перевыполнил план по всем основным показателям. По оборонной продукции к уровню 1943 года – на 63%. Во многом эти успехи достигнуты благодаря организации поточного метода производства авиационных барабанов – линии реборд и линии хвостовых колес.
Для сокращения рабочего времени по заболеваниям налажено производство резиновой обуви, в каждом цехе организован ремонт обуви и пошив одежды, введено бесплатное лечение в санатории ослабевших работников и трехразовое питание молодежи. В этом же году все рабочие и специалисты были обеспечены землей под огороды и посадку картофеля.
1945 год. Год напряженный, но оборонный заказ выполнен и перевыполнен.
За образцовое исполнение заданий правительства 45 работников завода награждены орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть, «За трудовое отличие», стали кавалерами ордена «Знак Почета».
Сегодня мы понимаем, что почести достоин каждый заводчанин, вынесший на своих плечах груз неимоверных испытаний и лишений, обеспечивавший боеспособность военной техники, наращивание мощи боевой авиации, армии и тем самым приближая Победу.
Юнона КАТАЛЕВСКАЯ,
руководитель пресс-центра КУЛЗа
(на основе информации из паспортов завода 1942-1945 гг. и др. источников)
Комментарии
Уточните, пожалуйста, чей вы младший внук - не все в курсе. Извините.
От младшего внука Петра Михайловича