
Великая Отечественная война потребовала от каждого жителя нашей страны напряжения всех физических и духовных сил. Особое место занимают руководители уральских заводов, чья ежедневная работа зачастую проходила в экстремальных условиях, обеспечивающих успех всей обороны страны. О легендарном директоре Каменск-Уральского завода по обработке цветных металлов Глебе Федоровиче Слободине говорим в рамках информационного проекта «Трудовой подвиг Каменска-Уральского».
Глеб Федорович Слободин родился в 1907 году в поселке Инзерский завод Тамьян-Катайского района бывшей Уфимской губернии. В тяжелые времена голода 1922 года он осиротел и оказался воспитанником специального учреждения для детей-подростков — интерната.
Получив профессиональное образование в фабрично-заводском училище, Глеб Федорович устроился работать на известный Златоустовский завод, где начинал помощником сталевара, а позже стал полноценным специалистом своего дела.
В 1935 году, окончив Московский институт цветных металлов и золота, он был распределен на Кольчугинский завод имени Серго Орджоникидзе. Здесь он последовательно занимал различные должности: начинал инженером-исследователем в центральной заводской лаборатории, затем был заместителем и начальником трубочно-радиаторного цеха, и, наконец, стал главным металлургом.

В 1940 году Глеба Федоровича отправили в деловую поездку в Германию, где он представлял интересы советской металлургической промышленности. Одной из целей визита была организация экспорта советских цветных металлов в обмен на поставки современного технологического оборудования и вооружения.
Весной 1941 года Глеб Федорович занял пост директора Кольчугинского завода, а уже спустя шесть месяцев, с началом Великой Отечественной войны, ему пришлось столкнуться с новым испытанием — организовать срочную эвакуацию всего производственного комплекса завода.
Осень 1941 года ознаменовалась массовой отправкой крупных предприятий в восточные регионы страны. Согласно приказу от 15 октября, подписанному Петром Фадеевичем Ломако, директору Кольчугинского завода Слободину было велено незамедлительно начать процесс демонтажа и отправки оборудования завода на Урал.
«…директору Кольчугинского завода им. С. Орджоникидзе тов. Слободину Г. Ф. немедленно приступить к демонтажу и эвакуации оборудования», — предписал Ломако.
В декабре 1941 года Глеб Федорович был официально утвержден в должности директора созданного завода № 515 (так ранее назывался Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов). Первый год руководства предприятием выдался крайне напряженным.

Несмотря на необходимость соблюдения правил безопасности, ради эффективного функционирования завода руководитель допускал определенные отступления от норм, иногда подвергаясь критике партийного бюро за серьезные нарушения противопожарного режима.
Глеб Федорович так рассказывал о заводчанах и сложном периоде становления производства: «В то время не надо было агитировать или подгонять людей — наоборот, надо было следить за тем, чтобы люди не работали до полного изнеможения сил».
В январе 1943 года руководство приняло решение вернуть Глеба Федоровича на прежнее место работы в Подмосковье.
«Мне пришлось снова принимать активное участие в восстановлении Кольчугинского завода до 1949 года, — писал он в 1970-е годы тогдашнему директору Каменского завода ОЦМ А. М. Киселеву. — Потом сгорел цех в Верхней Салде — восстанавливать его, а с 1953 года строить и запускать Артемовский завод. Вот и прошла жизнь, вся в тревогах и заботах».
Уже проживавший в 1970-х годах на территории Украины, Глеб Федорович получил предложение оказать содействие сотрудникам музея завода ОЦМ в Каменске-Уральском, предоставив материалы или личные воспоминания. Отвечая на обращение, Глеб Федорович признался: «Два дня ходил и думал, а что ответить? Вроде бы за тот период так много пережито, а дать для музея практически нечего. <…> Представьте себе, что в моем скудном архиве не оказалось ни одной фотографии, а в памяти осталось воспоминание, как о кошмарном сне, когда над головой блестел карающий меч ответственности и сознание, что надо сделать невозможное».

Высокой оценкой заслуг Глеба Федоровича стало вручение ему почетного знака отличия — ордена «Знак Почета», которым он был награжден указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1942 года.
Слободин стал ярким примером служения Родине в тяжелые военные годы. Его профессионализм, организаторские способности и умение мобилизовать ресурсы позволили эффективно функционировать предприятию, обеспечивая фронт необходимым сырьем и продукцией.

