14
-11
25

main2 y4

К концу 80-х годов прошлого столетия город с более чем 200-тысячным населением не имел ни одного действующего храма. А потребность была.

В соответствии с законодательством граждане могли сформировать общину (не менее 20 физических лиц) для регистрации. Если все сделано по регламенту, власть не должна отказывать. Так было прописано. Но как было в тот период, мы прекрасно понимаем.

В те годы Виктор Якимов работал заместителем председателя горисполкома. В тот конкретный момент исполнял обязанности председателя, находившегося в отпуске.

Обратилась инициативная группа, очень достойные люди, ветераны, в прошлом — передовики производства, орденоносцы. И община была зарегистрирована. Это событие стало отправной точкой для возрождения православия в Каменске.

Якимову оно чуть не стоило карьеры. Ситуация была рассмотрена обкомом КПСС — как покушение на идеологию и устои строя. Ему был объявлен выговор по партийной линии. Позже — еще один, тоже «за религию».

Для начинающего руководителя это было очень серьезно. Риски он прекрасно понимал. Но раз за разом брал на себя ответственность, поддерживая инициативы прихожан. Потому что видел в их духовном подъеме большую силу, способную изменить жизнь в городе к лучшему.

О восстановлении храмов, взаимоотношениях с религиозными конфессиями, о возрождении духовности и нравственности наш сегодняшний разговор.

— Общину зарегистрировали. Что дальше?

— По запросу общины к нам приехал священнослужитель — Иван Алексеевич Агафонов, который и стал главной движущей силой. Был выделен дом на улице Красных Орлов. Его переоборудовали в молельный дом, в нем проходили службы.

Первой была Пасха. Я приехал проследить за обеспечением безопасности. Это был обычный дом, в который шла такая масса людей, что ожидать можно было чего угодно. Силы правопорядка работали. Чтобы не было давки, чтобы крестный ход мог состояться. Все свершилось. Символично, что именно с этого праздника началось возрождение православия на каменской земле.

После молельного дома общине была передана Волковская церковь. Из бюджета на ее восстановление и поддержание не тратилось ни копейки. Исключительно пожертвования.

— А что в ней было до этого?

— Зернохранилище 6-го отделения Пироговского совхоза.

Церковь Покрова Божией Матери построена в 1914—1916 годах в честь воинов, павших в Отечественной войне 1812 года. Богослужения в ней совершались до 1936 года.

Затем она была закрыта, помещения переданы «для нужд народного хозяйства».

Восстановлена и освящена в апреле 1988 года. Решение было принято на высоком уровне — в Совете по делам религий при Совете Министров СССР.

Волковский храм стал первым в Свердловской области «отданным для христианских целей» религиозным сооружением.

Община во главе с отцом Иоанном привела церковь в порядок очень быстро, практически за полгода. Люди несли деньги на строительство и ремонт. Запрос на возрождение храма был настолько велик, что многие буквально делились последним. Считая, что это тот случай, когда надо все отдать на божий дом. У кого не было денег, помогали на стройке, чем могли.

Храм ожил. Зазвонили колокола. Это был настоящий праздник. Ну, а я получил второй партийный выговор.

— Вы были верующим?

— Я был на перепутье. Поддерживал общину из уважения к людям, исходя из того, что им это нужно. И вот эта радость людская, это ликование во многом определили мое дальнейшее отношение к религии.

Второй была возвращена церковь на горе. Там располагалась база «Росторгодежда».

Храм Покрова Божьей матери в Старом Каменске был построен в середине 19 века. В 1934 году он был закрыт.

Во время Великой Отечественной войны там была тюрьма, в начале 60-х ее переоборудовали под торговую базу.

Восстановлен, освящен и открыт в феврале 1991 года. Но еще несколько лет в нем велись восстановительные работы.

Начинали возрождать храм активисты общины вместе с Иваном Алексеевичем. Затем подключились промышленные предприятия города — помогали техникой, стройматериалами. 300-летие города храм встретил обновленным, в сиянии куполов.

А рядом вырос знаменитый колокольный завод товарищества «Пятков и К», ставший визитной карточкой города.

— Далее по хронологии был Свято-Троицкий собор.

Там размещалась швейная фабрика — шили школьную форму почти на весь Советский Союз.

Свято-Троицкий кафедральный собор — старейший храм Каменска, заложенный в 1792 году. Свой нынешний вид получил в результате реконструкции, проведенной в 1821 году знаменитым петербургским архитектором Михаилом Малаховым.

В 1931 году был закрыт. Верхние помещения храма оборудовали под клуб пионеров, нижний — под библиотеку и музей. Крест и купол с колокольни сняли и использовали ее как парашютную вышку ДОСААФ.

В 40-х годах в здание вселили швейную фабрику.

Православному приходу собор был передан в 1990 году — согласно в аварийном состоянии.

В 1998 году он получил статус Архиерейского подворья, в 2001-м — статус памятника архитектуры регионального значения.

Опять же общине пришлось вести большие восстановительные работы, фактически — реконструкцию. В свое время там все было переделано под швейный конвейер. Сегодня Свято-Троицкий собор является главным храмом Каменской епархии. Его реставрация продолжается до сих пор.

Последним историческим зданием, вернувшимся в лоно православной церкви, стал монастырь. Там был склад служб ГО и ЧС, а перед этим — хлебозавод. Высвободили и отдали.

Спасо-Преображенский мужской монастырь ведет свою историю с женской общины, учрежденной в 1860 году. В 1917 году в Преображенском женском монастыре проживало 30 монахинь и 150 послушниц. В 1920 году он был закрыт.

В разное время там располагались уездный военкомат, земельное управление, детские воспитательные учреждения, клуб, хлебозавод и склады. Бывший сестринский корпус занимали отделы советских органов власти.

В 1998 году Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II на месте бывшего женского монастыря было решено основать Преображенский мужской монастырь.

С 2001 года началось восстановление зданий. В настоящее время в монастыре совершаются богослужения и продолжаются реставрационно-восстановительные работы.

— А когда в городе появилась мусульманская община?

— В апреле 1993 года. Ранее на территории Каменска ни религиозного объединения мусульман, ни какого-либо культового здания не было.

Вместе со Смоляницким Борисом Исааковичем, директором УАЗа, по просьбе ветеранов-мусульман завода мы помогли общине приобрести дом на ул. Алюминиевой, где они сделали Мечеть Махалля.

y4 11

Это тоже сопровождалось непростыми вопросами. Но зато у мусульман, в основном, татар и башкир, которые составляют достаточно большую численность в нашем городе, появился свой дом. В 2003 году при поддержке руководителей УАЗа, КУМЗа и других предприятий, а также Меткомбанка, был проведен его капитальный ремонт.

В городскую жизнь шагнули такие мусульманские праздники как Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, Сабантуй. У православных — Рождество Христово, вербное воскресенье, Пасха… Эти праздники вышли за рамки культовых зданий и обрели общественную значимость.

Появились проповедники, несущие слово Божье в массы. Что в той религии, что в этой. Священнослужители стали почетными гостями на городских торжествах, знаковых мероприятиях. Мы начали их приглашать, советоваться.

— Это уже была политика?

— Конечно. Городская власть не вмешивалась в дела конфессий, не вкладывала в развитие их материальной базы бюджетные деньги. Но и не дистанцировалась, старалась работать в контакте, поддерживала полезные инициативы. Потому что мы прекрасно понимали, что делаем одно дело.

Духовность и нравственность — основа здорового общества, его успехов и развития. На Руси всегда жили не только по писаным законам, но и по неписаным. А это те заповеди, которые проповедовались верой. Причем, независимо от вероисповедания. Те же заповеди. Не убей, не укради, не обмани, не прелюбодействуй…

Эти устои не переписываются, как зачастую история. Должны быть связи между поколениями, когда младшие почитают старших, а старшие уважают младших. И все вместе горой стоят за веру и Отечество Это должно быть внутренней потребностью. Религия четко об этом говорит. Храм у каждого должен быть в душе. И тогда мы будем жить совсем в другом обществе.

Хочу отметить огромный вклад православных священнослужителей и прихожан в дело возрождения исконных российских традиций, духовно-нравственных ценностей. При храмах работают воскресные школы, библиотеки, молодежные клубы. В них проповедуются идеи добра, созидания, любви к ближнему, ведется большая просветительская работа.

В православной среде очень много подвижников. Культурное и духовное достояние Каменска — уникальные хоры, созданные Почетным гражданином города Еленой Санниковой, в том числе — возрожденный под ее руководством церковный хор.

Особой благодарности достоин отец Иоанн — Почетный гражданин города Иван Агафонов, для которого возрождение православия и духовности на Каменской земле стало делом жизни. Многими достижениями православная община обязана отцу Евгению Таушканову.

За 30 лет пройден большой путь. Наш город получил статус епархиального, и это тоже говорит о заслугах и результатах трудов духовенства. Я очень рад, что нашу Каменскую епархию возглавляет Владыка Мефодий, человек мудрый и душевный, по-настоящему радеющий за город, поддерживающий лучшие традиции и создающий новые.

Заслуживает большого уважения и вклад мусульманской общины, проповедующей важнейшие духовные ценности. Задача власти — консолидировать все здоровые силы, поднять на праведные дела, создать условия для развития.

— Одним из символов Каменска-Уральского стала часовня, построенная на центральной площади. В конце 90-х на ее месте был бурьян по пояс, стоял столб с рекламой страховой компании, вокруг которого паслись коровы…

— Когда к 300-летию Каменска было принято решение о реконструкции площади, с этим пятачком тоже нужно было что-то делать.

Варианты рассматривались разные. Однажды в разговоре с Иваном Алексеевичем Агафоновым я спросил у него совета. Он ответил, что вообще на Руси были хорошие традиции — к знаменательным датам возводить храмы, соборы, часовни.

Тут ключевым словом было «часовня». Большому храму на таком месте — неудобно, часовня — то, что надо. Разговор этот состоялся в 1999 году. Когда решение было принято, мы обратились в архитектурную академию с предложением осуществить проектирование.

И вот архитектор принес макет из бумаги. Мы сидим за столом, смотрим на него — красиво! Решили строить по этому проекту. Приглядитесь — часовня напоминает русского витязя, рыцаря, защитника: шелом, плечи…

Первый камень в основание часовни был заложен за год до юбилея Каменска. Тогда с трудом верилось, что город осилит такое серьезное дело в столь короткий срок, ведь работы предстояло вести на пожертвования.

Закладка часовни

Основные поступления в юбилейную копилку — общественный фонд «Городу — 300» обеспечили крупные заводы: УАЗ-СУАЛ, СинТЗ, КУМЗ. Помогали практически все предприятия и организации. Свою лепту внесли и горожане, многие из которых регулярно отчисляли на благое дело часть своей зарплаты. Колокола для новой часовни отлило товарищество «Пятков и К».

y4 17

Освящение и возведение колокола

Часовня украсила архитектурный облик города, стала центром притяжения, символом. Если сверху на площадь посмотреть, там у нас ключ заложен от города. Часовня — это бородка ключа. А где фонтан, там кольцо. Все со смыслом сделано. Мы понимали, что это центр города, и тут всегда будут проходить массовые мероприятия.

Тогда появилась идея вместе с Пятковым Николаем Геннадьевичем проводить фестивали колокольного звона.

Мы оснастили часовню не по чину. Как правило, в часовне один-два колокола. Наша же часовня оснащена как собор. Нужна была необычная колокольня в компании с выносными звонницами. И эта изюминка стала визитной карточкой Каменска. А колокольный фестиваль — главным событием, приуроченным к Дню города и Дню металлурга.

y4 20

Колокольный звон очищает, заряжает энергией. Какие бы события ни отмечались, перезвоны храмов стекаются в центр города. И эта волна поднимает. Когда звонари съезжаются со всей страны, да еще к ним — оркестр, эффект колоссальный. Мы уже сколько-то привыкли, а для гостей, которых с каждым годом все больше, это настоящее потрясение.

— Почему часовня — во имя Александра Невского?

— Это наш небесный покровитель. Дан нам свыше.

В этом году отмечается 800 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Вместе с главой Каменской епархии Владыкой Мефодием думаем, как сделать, чтобы это событие прошло ярко, торжественно не только для духовенства, но и для всех наших граждан.

— Есть еще один маленький, деревянный, храм, построенный в микрорайоне Южный. Будучи мэром, вы выделили под него землю.

y4 23

— Уже тогда было понятно, что Южный будет расти, появится много детей, большая потребность в крещении, в службах. Так и есть. Люди идут. Много людей. В праздники все не вмещаются. Земля отводилась под большой каменный храм, и когда-нибудь он обязательно появится. Когда — зависит от пожертвований. А пока маленькая деревянная церковь делает большую важную работу.

— Сегодня многие говорят о вреде компьютеризации, цифровизации…

— Компьютер и гаджеты — это всего лишь инструменты для получения информации. Важно, что ты смотришь. Нельзя говорить, что информационные возможности на нас плохо влияют. У человека всегда есть выбор.

Все проблемы в обществе идут от снижения уровня духовности и нравственности. Когда ничего святого, или святое не в приоритете.

В старину были понятия репутации семьи и рода. Ты не только за себя отвечаешь. Ты отвечаешь за весь свой род. И твое поведение накладывает отпечаток на всю твою фамилию. С этими мерками нужно жить. Независимо от технических достижений цивилизации.

— Теперь вы можете сказать, что вы верующий?

— Да. Я считаю себя верующим. Бабушка говорила, что меня в детстве крестили, но к вере я пришел уже в зрелом возрасте. У меня крещеные дети, внуки. Мы ходим в церковь по престольным праздникам и не только. И яйца красим в Пасху, и куличи печем. В канун этого светлого праздника я желаю всем мира, света, тепла. Добра и радости.

y4 24

Если вы стали свидетелем какого-то события, присылайте новость с фото или видео на почту информационной службы info@k-ur.ru , в наши группы ВКонтакте и Одноклассники и вашу новость увидит весь Каменск-Уральский и Свердловская область.

Последние комментарии